menu-options

"Кремлёвский Дворец съездов" (Часть 8)

кремлевский дворецНачало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7

 

Непосредственный переход из главного фойе в зал заседаний составляют кулуары, опоясывающие партер и амфитеатр. Сюда можно попасть, спустившись или поднявшись по одномаршевым открытым лестнкремлевский дворецицам, расположенным по всему фронту «пропилеи». Таким образом, огромная масса посетителей, направляясь из фойе в партер и амфитеатр, разделяется на два потока и растекается в двух уровнях: в нижний кулуар – к партеру и на антресоли фойе – к амфитеатру.
Как уже говорилось, стены зрительного зала, выходящие в кулуары, облицованы узорчатым болнисским туфом. Его теплый золотисто-коричневый тон служит мягким переходом от белого мрамора фойе к яркой, насыщенной цветовой гамме зала заседаний.
Зал заседаний (зрительный зал) – главное помещение Дворца съездов. Его главенствующая роль ярко видна и в доминирующем положении в общей системе планировки здания, и в характере его архитектурного облика.
В композиции зала заседаний, отвечающей сложным функциональным требованиям, синтетически использованы средства монументального искусства, современных отделочных материалов, их фактуры и цвета, многкремлевский дворецообразных кремлевский дворецвозможностей новейших светотехнических достижений. Особую роль в интерьере выполняет насыщенная цветовая гамма. Преобладание в ней интенсивных золотистых и красных тонов отличает зал от всех остальных помещений Дворца, выполненных в светлой, мягкой цветовой гамме.
Крупнейший не только у нас, но и за рубежом, этот театральный зал вмещает 6000 человек. При высоте 19 метров он имеет размеры в плане на уровне партера 56 на 49 метров, на уровне балкона 56 на 58 метров. Общая площадь зала достигает 5,6 тысячи квадратных метров, объем превышает 50 тысяч кубических метров.
Архитектурно-планировочное построение этого главного помещения Дворца обусловлено прежде всего его основным назначением – служить залом съездов. Поэтому, исходя из требования обеспечить для всех делегатов, т.е. для четырех тысяч человек, одинаково удобную связь с президиумом и трибуной оратора, было признано наиболее целесообразным разместить основную массу мест в партере и амфитеатре.кремлевский дворец
Партер и амфитеатр составляют единое архитектурное целое. Выступая консолью кремлевский дворецнад последними рядами зала, амфитеатр плавно спускается по его боковым сторонам к авансцене и соединяется там с партером. С целью как можно более органично связать места в зале с президиумом в партере устроена более густая, чем в обычных театральных залах, сеть проходов к сцене: в продольном направлении партер пересекают семь лучей-проходов, идущих через каждые шесть-восемь мест в ряду. Благодаря такой планировке отовсюду легко пройти к президиуму и вместе с тем ускоряется эвакуация зала, которая осуществляется всего за 5 минут.
Помимо партера и вливающегося в него амфитеатра зал включает в себя балкон для гостей, ложи дирекции, а также места для советских и иностранных корреспондентов. Места распределяются следующим образом: партер (включая президиум) – 2663 места, амфитеатр – 1569, балкон с ложами – 1770 мест.
Для всех присутствующих в зале обеспечена хорошая видимость. Пол партера кремлевский дворецимеет подъем, благодаря чему последние ряды выше первых на 4 метра. Таким образом, по своей структуре партер здесь по существу приближается к амфитеатру.кремлевский дворец
Несмотря на такие большие размеры в зале Дворца съездов, самые отдаленные ряды партера расположены вдвое ближе к сцене, чем последние места в зале заседаний Главного Кремлевского дворца, вмещающем 2300 человек. Это достигнуто благодаря компактному приему планировки: зал Дворца съездов имеет в плане форму, близкую к квадрату, причем его поперечные размеры несколько превышают продольные. Немаловажную роль для уменьшения глубины зала играет наличие в нем всего одного поперечного прохода. При имеющемся здесь большом числе продольных лучей это не вносит никаких трудностей в загрузку и эвакуацию зала.
Объемно-пространственная структура зала, очертания стен, плафона и пола, облицовочные материалы и их фактура должны были находиться здесь в полном соответствии с акустическими и светотехническими требованиями. При этом для того чтобы зал не подавлял своими большими размерами, а был проникнут теплотой и человечностью, наряду с мощными, как бы обнимающими обширное центральное пространство крыльями амфитеатра в обработку стен и потолка введены архитектурные элементы более мелкого масштаба. Это придает всему помещению необходимую соразмерность с человеком.
Хорошие акустические качества зрительного зала Дворца съездов достигнуты благодаря работе кремлевский дворецнад формой зала, а также применению высокоэффективных звукопоглощающих и резонирующих материалов, использованных для стен, плафона, пола, мебели и т. д.кремлевский дворец
Влияние формы зала на его акустику проверялось в процессе проектирования при помощи ультразвука на специальной модели зала, выполненной в масштабе 1:40 натуральной величины.
Основная конструкция стен по всей высоте зала покрыта матами, состоящими из капроновой ваты, заключенной в латунную сетку. По этому звукопоглощающему слою смонтирована система открывающихся на петлях деревянных панелей, состоящих из реек золотистого ясеня. Они служат облицовкой значительной части стен зала.
Золотистый цвет натурального дерева в сочетании с анодированным алюминием просвечивающей между рейками сетки придает поверхности стен спокойный, мягкий колорит. Расположенные вертикальными рядами рейки составляют основной декоративный мотив стен зала и вместе с тем выполняют чисто утилитарную функцию, так как благодаря своему специально изогнутому профилю создают благоприятные условия для рассеивания звука.кремлевский дворец
Понизу стены зала облицованы искусственной кожей бледно-палевого цвета, под которой скрыта мягкая губчатая резина. Ореховой рейкой кожаная обивка расчленена на квадраты и прямоугольники. Крупный масштаб геометрического рисунка этой звукопоглощающей облицовки кремлевский дворецконтрастирует с мелким ритмом вертикальных реек.
Один из важных архитектурных элементов зрительного зала – его подвесной светящийся потолок. Он членится на три зоны: плафон, составляющий основную светящуюся плоскость; пристенное световое поле, опоясывающее плафон с трех сторон; осветительный козырек над первыми рядами партера и президиума.
Пронизанную светом поверхность плафона образуют восемнадцать набегающих друг на друга белых падуг двойной кривизны, смонтированных из объемных панелей, В этих панелях, выполненных из окрашенного в белый цвет алюминиевого сплава, заключены осветительная арматура и звукопоглощающие маты.
Членя потолок в поперечном направлении, дугообразные падуги составляют систему световых поясов, где в четыре ряда размещаются люминесцентные лампы. Поверхность падуг пронизана круглыми отверстиями, над которыми установлены светильники с зеркальными лампами. Как бы разбегаясь светящимися волнами от портала в глубь зала, падуги повторяют плавный изгиб рядов партера и создают единый ритмический строй интерьера.
В верхней части стен зала по краям падуг размещены лампы, составляющие пристенное световое поле. Широкая световая полоса идет по контуру потолка и отрывает плафон от стен, зрительно усиливая его легкость.кремлевский дворец
Примерно на расстоянии двадцати метров от сцены потолок имеет резкий уклон к порталу, образующий над президиумом и первыми рядами партера наклонный осветительный козырек, выполненный в виде решетчатой алюминиевой кремлевский дворецконструкции, расчлененной на прямоугольные ячейки, где установлены чередующиеся зеркальные и люминесцентные лампы.
Своей верхней частью козырек заходит за первую падугу плафона. Образовавшийся таким образом перепад высотой в два метра используется как осветительная галерея, где установлены приборы выносного софита сцены и прожекторы для киносъемок президиума. В верхней горизонтальной части козырька размещаются поворотные светильники с теплопоглощающими фильтрами и зеркальными лампами для освещения первых рядов партера и президиума.
Управление освещением зрительного зала осуществляется с дистанционного пульта, установленного в помещении регуляторной сценического освещения, откуда видны зал и сцена. Отсюда можно регулировать также освещение вестибюля, фойе, гардероба и кулуаров.
Большое значение для цветовой композиции зала заседаний имеет мебель, обитая красной тканью. Ряды кресел, сливающиеся в единый ярко-красный массив, золотистые стены, белый потолок составляют общий мажорный тон интерьера.
Выполненные по специальным рисункам предприятиями Ленинградского совнархоза кресла имеют металлический каркас с одной опорой. Их откидные сиденья и спинки сделаны из звукопоглощаюкремлевский дворецщей эластичной губчатой резины разной толщины и обиты груботканной шерстяной материей с рельефной фактурой. Для облицовки кресел использован полированный тихоокеанский орех.
кремлевский дворецКресла зала Дворца съездов значительно отличаются от обычных театральных. Они оборудованы откидными пюпитрами для работы во время совещаний и выдвигающимися штоками для крепления указателей мест делегаций. В спинках расположены динамики усиления речи оратора. В подлокотники вмонтированы специальные устройства для слушания переводов выступлений на любом из 29 языков.
Светло-серый высоковорсный ковер, покрывающий сплошь весь пол зала, выполняет роль эффективного звукопоглощающего материала и входит в общую цветовую гамму интерьера.
Ширина зрительного зала плавно уменьшается по направлению к порталу и составляет здесь 34 метра при ширине портала 32 метра. Благодаря этому приему зал и сцена Дворца составляют как бы единое пространственное целое. Имея большое значение для видимости и слышимости, это, кроме того, расширяет возможности режиссера и объединяет зрителей и актеров.
Авансцена с местами президиума отделяется от основной сцены огнестойким противопожарным занавесом, который в дни съездов, конгрессов и других массовых собраний замыкает пространство зала и служит фоном для президиума и трибуны оратора. Сюда обращены взоры всех присутствующих в зале. Это определило особое идейно-художественное значение декоративной обработки занавеса.кремлевский дворец
На лицевой поверхности занавеса, отделанной тонкими чеканными металлическими листами, – панно, выполненное в строгой и обобщенной форме. В лучах восходящего солнца – алый стяг, несущий портрет В.И. Ленина. Четко очерчен знакомый всему миру кремлевский дворецленинский силуэт. Решителен и энергичен поворот головы. Черты лица строги и вместе с тем согреты характерной для Ленина мягкой улыбкой. Взор устремлен вдаль.
Изображение вождя революции служит кульминационным пунктом архитектурного замысла всего интерьера, его идейным и композиционным центром. Этому подчинена вся лепка объема зала с его динамично нарастающей пластикой обработки стен и потолка по направлению к сцене. Резкий наклон светового козырька, скошенные плоскости боковых стен, энергичные горизонтальные тяги лож – все это создает стремительное движение к порталу.
В обработке поверхности занавеса создан единый ритм с общим приемом отделки зала. Своеобразный орнамент на металлической облицовке занавеса перекликается с покрывающим стены рисунком вертикальных ясеневых реек. Вызывая игру света и тени, он делает поверхность панно мягче и пластичнее. Вместе с тем эта волнообразная обработка создает эффект мерцания разнообразных оттенков металла занавеса. Красный цвет знамени, блеск полированных стальных лучей, чеканная мозаика барельефа сливаются в многоцветную переливчатую гамму.
Во время спектаклей и концертов сцена отделяется от зрительного зала обычным мягким антрактовым занавесом.
 

Продолжение...