В театре имени Гоголя (Л. Булгак), часть 7.
Владика играет Ю. Мурзин. В этой роли легко впасть в сентиментальность. Мурзин обладает чувством юмора, и оно помогло ему избежать в роли Владика бесплотности. Владик оказался милым чудаком, умным и тонким. Близорукие глаза и все принимающая улыбка — словно он заранее извиняется за свою неловкость и житейскую беспомощность. Борис презирал и жалел Владика, но против воли признал право на существование люден сильных не только мускулами, но и умом и душой Конечно, это и режиссерская заслуга, что три молодых актера так «сошлись характерами» и создали ансамбль, отличающийся поистине музыкальной стройностью. Кроме того, в спектакле этом есть необычайная для театра Гоголя режиссерская изобретательность. Остроумно решен, например, первый разговор Владика и Лены. Стоя рядом на одной плоскости, актеры каким-то особым чувством пространства создают ощущение, что разговор ведется между крышей и пятым этажом.
...А вот Лена и Борис, повстречавшись на прифронтовой дороге, словно замерев в своем желании остаться вдвоем, нескончаемо идут по вращающемуся кругу, а навстречу все люди, люди, люди... ...Борис несет раненого Владика на спине, тот крепко обнял его за шею, оба полны заботы и внимания один к другому и оба одновременно ругаются и кричат друг на друга на чем свет стоит... «Коллеги» (постановка С. Майорова) — последний по времени спектакль театра имени Гоголя, — также о молодежи. Театр сумел рассказать о том, как мечты, обещания и запросы проверяются жизнью, делами будничными, порой лишенными романтики, но необходимыми в общем потоке человеческих дел. В спектакле есть несколько прекрасно сделанных второстепенных ролей. (Сначала — о второстепенных, которые обычно в театре имени Гоголя лишь «окружали» героя.)
Это Егоров в исполнении А. Морозова. Скажешь, что он душевный, заботливый, отзывчивый, но сразу поймешь, что это не все. Он еще задиристый. Он еще мечтатель и неугомонная душа. Он и бесшабашен. Одним словом, он разный, а в общем — настоящий человек. Это Дампфер И. Смысловского. Актер словно бы и не делает ничего особенного — обычно Смысловский находит больше всяких острых черточек. Но здесь, в этой безыскусственности многое сказано — и тоска по морю, и умение полюбить дело, которым приходится заниматься, и какая-то вдохновенная деловитость. И особенно Ю. Волков в роли Бондаря. Его щегольство не придуманное, а врожденное, наследственное, передающееся из поколения в поколение. Очень точно сыгранный современный потомок петербургских хлыщей.
Ю. Волков вообще один из самых интересных актеров среднего поколения театра. Как бы ни мала была роль, которую он исполняет, — а исполняет он преимущественно эпизодические роли, — его в спектакле непременно заметишь. Острая внешняя характерность всегда точно соответствует смыслу образа. Его персонажи живут в ясно ощутимом, своем собственном, неповторимом мире мыслей и чувств. Об Илье Сохатых в «Угрюм-реке» уже говорилось. Его почтальон в «Случайных встречах» — роль тонкая и глубокая, сделана буквально на пустом месте. Произносит он всего несколько слов, скорее даже междометий, и появляется раза два или три. Но за это время успеваешь заметить мудрый взгляд — короткий и пронизывающий. Он глубок и значителен, содержателен и молчалив, сам — как нераспечатанное письмо.) Но, конечно, внимание привлекает исполнение трех главных ролей: Александра — Ю. Борецким, Алексея — О. Тумановым, Владислава — Ю. Кречетовым.
У каждого в роли есть более сильные моменты, у каждого — своя, отлично сыгранная сцена. У О. Туманова — это минуты молчания. У Ю. Борецкого — беспокойная, нервозная суетливость первого дня работы. А у Ю. Кречетова, может быть, его отчаянная поза на кровати, когда друг собирается на свидание к любимой им женщине, или его. буквально серое лицо перед операцией. Кречетову вообще очень хорошо удаются контрастные сцены, с резкими переходами. Этими сценами не исчерпываются интересные места ролей этих актеров. У них много тонкости, отличных актерских находок и придумок. Но сейчас важно отметить главное. Они нашли в произведении Аксенова тему, которая им близка, которая их тревожит. Заинтересованность исполнителей откровенна.