menu-options

Эм. Двинский "Уголок имени В.Л. Дурова" (1970 год) (Часть 9)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8

 

 

IV. УЧЕНЫЕ ЛИСЫ

 

уголок дуроваМаленькие лисьи домики стоят на высоких четырехногих подставках, словно на сваях. Они образуют в саду Уголка целую улицу. Круглый год живут лисы на свежем воздухе. Зимой снег заметает покатые крыши домиков, проникает внутрь сквозь проволочную сетку. Но это не беспокоит животных – теплые пушистые шубы надежно оберегают их от стужи. К тому же в клетке есть закрытая деревянная избушка, где можно спрятаться от непогоды, укрыться на ночь. Туда ведет узкий лаз, и лиса чувствует себя там, не менее уютно, чем в лесной норе.
Летом лисий городок выглядит очень нарядно. Его единственная улица посыпана красным песком. Вокруг домиков цветут пестрые клумбы. Густая листва деревьев и кустарников бросает прохладную тень на клетки. Лисы нежатся в холодке, дремлют, растянувшись на полу. Хвост откинут назад, голова лежит на передних лапах, глаза полузакрыты. Животные не обращают никакого внимания на проходящих мимо посетителей. Но если вдруг возле клетки пролетит воробей, лиса моментально вскочит, и глаза ее загорятся зеленоватым блеском.
Зимой лис редко увидишь в состоянии покоя. Часами, ни на минуту не останавливаясь, они бегают из угла в угол. Может быть, морозный воздух, заснеженнее стволы деревьев и голубые тени на снегу напоминают им родной лес? Может быть, стремление к свободе гонит лис в этот нескончаемый путь? А может быть, это совсем дикие животные, которых еще не коснулась рука дрессировщика?
Но вот к клеткам подходит Анна Владимировна Дурова. Она уверяет, что у каждой лисы свое «лицо», что они нисколько не похожи друг на друга, хотя на первый взгляд все лисы кажутся совершенно одинаковыми.
– Желток! Желточек! Поди сюда, маленький! – говорит она возле одной из клеток.
Рыжая лиса с коротким пушистым хвостом сразу вскидывает морду подбегает к сетке, радостно визжа. Ее черный носик тычется сквозь проволоку в раскрытую ладонь Анны Владимировны. Дурова продолжает с ней ласково разговаривать.
Визг усиливается, лиса начинает носиться по клетке, потом вдруг скрывается в своей норе и тут же снова появляется у сетки с куском мяса в зубах.
– Ты меня хочешь угостить? Молодец, Желток! Хороший!
И Желток, довольный похвалой, снова начинает бегать, гордо задрав кверху хвост.
Оказывается, жители лисьего городка не такие уж дикари, они знают свои имена, узнают дрессировщиков. Лисы очень привязываются к своему воспитателю и даже после многолетней разлуки вспоминают его. К незнакомым людям они относятся недружелюбно, норовят укусить.
Однако ручную лису нетрудно приучить к новому человеку, поэтому дрессировщик в течение нескольких дней может передать своих лис другому. Это возможно сделать не с каждым зверем. Медведь, например, никогда не подчинится «чужому».

 


ТРУДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

 

уголок дуроваВладимир Леонидович Дуров первый вывел свободную, непривязанную лису на арену цирка. До него это никому не удавалось. Пугливые и дикие животные не поддавались приручению, боялись человека.
Лис и обыкновенных домашних кошек Дуров считал самыми неподатливыми для дрессировки. Когда ему удалось обучить лису, он даже пошутил:
– Ну, теперь я могу смело сказать, что выдрессирую любое дикое животное.
Вначале Дурова преследовали сплошные неудачи. Первую лису он купил в Ровно. Она была взрослая, прямо из лесу. Когда лису переносили в клетку, она сразу же искусала руку хозяина. Ничем не удавалось приручить животное, уничтожить страх перед человеком, возбудить привязанность. Лиса часами лежала в отдаленном углу клетки, а если к ней приближался человек, оскаливала зубы, злобно кашляла и старалась укусить. Посуду с водой она хватала зубами и опрокидывала, мясо, поданное в клетку, съедала только тогда, когда не было поблизости людей.
Для дрессировки лису надо было вывести из клетки, но она не шла на привязи, упиралась всеми лапами, кусала цепочку. Кончилось тем, что во время переезда лиса прогрызла стенку клетки и выпрыгнула на ходу из поезда.
Не лучше вели себя и другие лисы, пока в руки Дурова не попал четырехмесячный лисенок – Тайга.
Маленькая Тайга свободно бегала по комнате, не боялась брать из рук мясо и хлеб, а на третий день Дуров уже носил ее на руках, и она не пыталась вырваться. Приручение пошло на лад. Обычно лисы не выносили цепи, а Тайга относилась к ней довольно спокойно, не рвала ошейник и даже ходила на привязи по комнате. Но если ее куда-нибудь вели на поводке, она отчаянно упиралась.
После долгой работы Владимир Леонидович выучил Тайгу прыгать с тумбы на тумбу и подружил ее с петухом. Она ела с ним из одной тарелки, прыгала через него. Однако зрителям так и не удалось увидеть Тайгу на арене цирка: она погибла незадолго до премьеры.
Хотя первые попытки Дурова и были неудачными, они его многому научили. Он хорошо узнал природные свойства лис, их повадки и на основе этого разработал новый план дрессировки. Дуров решил начинать работу только с лисятами: они не так злобны и дики, легче поддаются приручению. Кроме того, он отказался от ошейника и цепи, возбуждающих у лис злобу и упрямство. И через несколько месяцев Владимир Леонидович впервые показал на арене цирка группу из четырех дрессированных лисиц –танцоров, акробатов, прыгунов.
Теперь стало правилом дрессировать только молодых лис. Опыт Владимира Леонидовича, обогащенный работниками Уголка, сделал дрессировку лис обычным делом.

 


ПРИЕМЫ ДРЕССИРОВКИ


уголок дуроваМаленькие лисята игривы, как котята, но далеко не так миролюбивы. Каждого зверька приходится держать в отдельной клетке, помещать нескольких лисят вместе опасно, они могут в игре покусать друг друга.
Для совместных игр лисят выпускают на сцену. Малыши бегают, кувыркаются, гоняются друг за другом. Какой-нибудь лисенок посмелее наскакивает сзади на другого и опрокидывает его на спину. Тот, подняв все четыре лапы кверху, защищается, потом вдруг вскакивает на ноги, перепрыгивает через партнера и бежит прочь. Забияка мчится за ним, Догоняет. Оба поднимаются на задние лапы и начинают бороться, толкают друг друга, визжат, тявкают, кусаются и царапаются.
При играх лисят всегда присутствует дрессировщик. Он следит за тем, чтобы игра не превратилась в драку. Кроме того, в игре виден «характер» животного. Дрессировщик, наблюдая за питомцами, изучает их повадки, определяет способности выполнять те или иные номера. D группе животных Уголка есть стройная крупная лиса Вихрь. Она смела, подвижна, мгновенно реагирует на все, что происходит вокруг.
Подобный характер у людей называется сангвиническим. Вихрь несется к цели уверенно, решительно. Хвостом почти никогда не виляет, держит его трубой. Увидев неизвестный предмет, не пугается, а быстро знакомится с ним. Такой зверь может выполнять самые трудные номера. Вихрь совершает двухметровые прыжки с тумбы на тумбу, прыгает сквозь обруч, показывает акробатические трюки на трапеции.
Есть лисы-флегматики, отличающиеся медлительностью, вялостью. Таких лучше использовать для более спокойных номеров. К флегматикам принадлежит знакомый нам Желток. Он свертывает лапами ковер, качается на качелях и стреляет из деревянной пушки. Именно благодаря своему спокойному характеру лиса освоила «артиллерийское дело» – она не пугается звука выстрела.
К дрессировке лисы можно приступить, когда она станет совсем ручной. Любое дикое животное считают прирученным, если оно без боязни подходит к своему дрессировщику, берет из его рук пищу, позволяет себя гладить. Но у лис особый нрав. Погладить взрослую лису – дело рискованное, она может укусить. Мясо лисе подают обязательно на длинной палочке, чтобы она не схватила зубами за палец. Достаточно и того, что она берет это мясо и ест его при вас, а не убегает.
Лисица «работает» только за лакомство. Если два-три раза не дать ей вовремя награды, она перестанет выполнять номер. Работа дрессировщика с лисами требует постоянного внимания, быстрой реакции на каждое действие.
Самое трудное при обучении дикого животного – первый раз побудить его сделать то, что требуется дрессировщику, натолкнуть на первоначальное движение. В. Л. Дуров так и называл эту задачу наталкиванием. Он говорил, что первое движение – это половина успеха. Чтобы научить лису танцевать, ее прежде всего нужно заставить встать на задние лапы. Лисе свойственно такое движение, на воле она нередко подскакивает кверху и какое-то мгновение стоит на задних лапах.
Дрессировщик поступает так: он манит лису кусочком мяса, нанизанным на палочку. Лиса устремляется к пище, но палочка с мясом поднимается вверх. Лиса подпрыгивает и становится на задние лапы. Тут же она получает мясо. Дальше задание усложняется. Дрессировщик отводит палочку с мясом, и животному приходится сделать один-два шага на задних лапах. Постепенно лису приучают подолгу оставаться в этой позе.
Но хождение на задних лапах – еще не танец. Чтобы заставить лису кружиться, дрессировщик палочкой с мясом описывает круги над ее головой. Глаза лисы прикованы к мясу, она начинает поворачиваться за ним. Дрессировщик начеку. За каждый поворот он немедленно дает награду. Потом мясо дается за два поворота, потом за пять, за десять. В конце концов лиса привыкает долго кружиться на задних лапах, она становится танцором.
При подготовке этого номера палочка с мясом подсказывает животному нужное движение, ведет его за собой. В таких случаях первоначальное движение выработать легче.
Но этот прием, который ученые назвали приемом «непосредственного наталкивания», не всегда возможно применить.
Гораздо сложнее и требует больше времени прием «косвенного наталкивания». Дрессировщик показывает животному лакомство, но не дает его. Зверь, все более возбуждаясь, совершает разнообразные, свойственные его природе движения. Задача дрессировщика – выбрать из многих движений самое подходящее и именно за него дать награду. Тогда животное станет повторять это движение, и дрессировщик, каждый раз поощряя пищей своего ученика, сможет прочно его закрепить.
Один из дрессировщиков – ученик Дурова Георгий Федорович Белихин рассказывал, как однажды ему пришлось больше месяца потратить то, чтобы заставить лису сделать столь драгоценное для любого номера первоначальное движение. Это яркий пример «косвенного наталкивания».
– Когда я работал вместе с Владимиром Леонидовичем, у нас был лиса Желток, которая особым образом убирала ковер, – вспоминал Георгий Федорович. – Она его не свертывала в трубку лапами, как обычно а брала зубами за углы и складывала в виде конверта. В последующие годы в Уголке таких лис не было, и мне захотелось вновь подготовить этот номер.
Вскоре удалось подобрать подходящую лису. Звали ее Плутовкой. Ко мне она быстро привыкла, и по утрам я начал ее дрессировать. Но сколько ни бился, ничего не получалось.
Я пришивал мясо по углам ковра, прятал его под ковер, испробовал десятки способов, чтобы натолкнуть животное на нужное движение, но все было бесполезно. И все же отказываться от своего замысла мне не хотелось.
После очередной неудачи я, глубоко задумавшись, стоял на сцене. В руке у меня было несколько палочек с мясом, но я не глядел на лису и не угощал ее.
Плутовка не могла оставаться безразличной к мясу. Вид пищи все более возбуждал лису. Она начала вертеться, переворачиваться, трясти головой; то подбегала ко мне, то снова отбегала; куснула ковер, лежащий на полу, лизнула мой ботинок – всячески старалась привлечь мое внимание. Потом вдруг лиса встала на задние лапы, схватила зубами мой халат и потянула к себе.
Я тут же оценил неожиданное движение Плутовки и дал ей кусочек мяса. Лиса повторила его – я дал ей еще кусок. За несколько минут лиса заработала кусков десять мяса.
Тогда я решил поступить так: снял халат, положил его на пол и встал возле него на колени. Плутовка и на этот раз сделала то, что надо: подошла к халату и дернула его зубами. Я был вне себя от радости. Наконец-то дело пошло!
На следующее утро я сразу разостлал халат на полу. Лиса не забыла пройденного – подошла к нему и потянула зубами. Вскоре я положил на халат ковер, и лиса стала дергать зубами ковер. Первоначальное движение было выработано.
Дальнейшая дрессировка пошла быстро. Уже через неделю Плутовка научилась тянуть зубами ковер за углы, складывать его конвертом, а затем утаскивать со сцены.

 

Продолжение...