menu-options

Эм. Двинский "Уголок имени В.Л. Дурова" (1970 год) (Часть 10)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9

 

 

уголок дедушки ДуроваТАНЦОРЫ. АКРОБАТЫ, ЭКВИЛИБРИСТЫ


Лисы в Театре зверей пользуются большим успехом. Дети радостно приветствуют рыжих пушистых артисток, восторгаются их ловкими движениями.
Программа лисьей труппы богата номерами. Вот поднимается занавес. На сцене три ярко раскрашенные тумбы и два трамплина для прыжков. Под потолком раскачивается трапеция. Так обычно оборудуют арену цирка перед выступлением эквилибристов. Именно такое зрелище нам и предстоит увидеть. Только эквилибристы будут с огненно-рыжими хвостами. Артисты уже на сцене; они скромно сидят в клетках. Дрессировщица зовет:
– Алиса, поди сюда.
Алиса торопливо выскакивает из клетки, подбегает к колоколу, который висит на невысоком столбике, берется зубами за шнурок и дергает. Раздается звонок.
– Что ж так мало? Позвони-ка еще разок.
Алиса снова звонит в колокол.
– Да не ленись, позвони как следует. Чтобы все ребята слышали. Алиса звонит три раза подряд и тут же тянется мордой к руке дрессировщицы: требует вознаграждения. Получив лакомство, Алиса убегает в свою клетку.
Выходит вторая лиса – Лапик. Она вскакивает на доску качелей и начинает раскачивать их. Вверх – вниз, вверх – вниз! Качели взлетают все выше и выше. Распустив хвост, насторожив острые уши, лиса продолжает отталкиваться передними лапами и без тени страха летает над сценой.
– Ай да Лапик! Молодец, Лапик! Как вы думаете, ребята? – спрашивает дрессировщица Антонина Николаевна.
В ответ раздается гром аплодисментов. Десятки детских голос дружно кричат:
– Молодец! Молодец!
Получив в награду кусочек мяса, Лапик покидает сцену. Снова появляется Алиса. Перед ней на полу лежит свернутый в трубку уголок дедушки Дуроваковер.
– Разверни коврик, – говорит дрессировщица.
Алиса послушно раскатывает передними лапками коврик и, конечна тут же получает поощрение.
– А теперь потанцуй.
Алиса поднимается на задние лапы и, быстро перебирая ими, плавно кружится по сцене. Передние лапки она вытягивает перед собой, держится прямо, движется так легко и свободно, будто танцевать на двух лапах вальс – самое естественное для нее занятие.
Палочки с мясом в руках человека уже нет, только палец описывает маленькие кружки в воздухе над головой зверя. Но этого теперь достаточно этот жест стал сигналом. Лиса кружится, ее рыжий хвост мелькает позади; она ловко балансирует им, поддерживая равновесие.
Третьего исполнителя зовут Рыжий. Это гимнаст-высотник артист небывалой отваги, отчаянной смелости, в цирке его наверняка назвали
бы «королем воздуха».
Рыжий быстро взбегает на тумбу и без разбега совершает прыжок через всю сцену на другую тумбу. Дрессировщица берет в руки небольшой обруч и держит его между тумбами высоко над головой лисы.
– Aп! – звучит команда.
уголок дедушки ДуроваРыжий взлетает в воздух и проскакивает через обруч, не задев ни единым волоском.
– Ап!
Рыжий летит обратно.
Вот между тумбами на высоте около двух метров укладывается узкая доска. Вдоль нее частоколом вбиты тонкие колышки. Пройти рядом с ними невозможно – доска слишком узка. Лиса стремительно ныряет между колышками. Тело ее как будто лишено костей, оно извивается то влево, то вправо.
Но впереди еще более эффектный номер. С потолка спускается трапеция – короткая деревянная палка, висящая на двух веревках. Трапеция раскачивается. Рыжий, стоя на тумбе, зорко следит за ее движением. Вдруг, выбрав момент, лиса отталкивается задними лапами, прыгает вверх, на лету хватается зубами за трапецию и качается вместе с ней. Она висит так до тех пор, пока не услышит звонок дрессировщицы. Это сигнал. Рыжий соскакивает с трапеции на пол и убегает в клетку.

 

СКАЗКА ПРО ЛИСУ И ПЕТУХА

 

уголок дедушки ДуроваКто из ребят не слышал сказки про коварную лису и бедного петушка, попавшего к ней в лапы? Каждый запомнил и песенку петуха:
Несет меня лиса
В далекие леса,
За высокие горы,
Во глубокие норы...
Котику, братику, спаси меня!
И вот на сцену Театра зверей выходят герои этой сказки – лиса Пишка и огненный, с сине-зеленым хвостом петух Петька.
Лиса усаживается на тумбу тихо, без всякого шума, петух взлетает, громко хлопая крыльями, и приветствует зрителей оглушительным «кукареку!».
Дрессировщица Октябрина Ивановна Коорт просит петуха еше раз поздороваться с ребятами. Петьку не приходится долго уговаривать, он три раза подряд кричит: «Кукареку! Кукареку! Кукареку!»
Бывшие враги мирно едят из одной кормушки.
А лиса и ухом не ведет, не хватает петуха, не тащит его за высокие горы, во глубокие норы...
Это дуровский номер. Выступая на арене цирка, Дуров говорил, обращаясь к зрителям:
Я хищность у зверей любовью укротил; И каждый мой зверек и добр, и тих, и мил... Смотрите, как вдвоем уселись на насест. Ручаюсь, петуха лиса моя не съест.
Лиса Пишка и петух Петька подружились уже давно. Петька был
взрослым петухом весьма буйного нрава, а Пишка – молодой лисой с
мирным, флегматичным характером. Их посадили в одну клетку, только
разделили проволочной сеткой. Вечные враги постепенно привыкли друг
к другу. Кормили их вместе. Сначала кормушки ставили на некотором
расстоянии, потом все ближе и ближе. В конце концов лиса и петух стали
есть из одной кормушки.
Лиса ни разу не пыталась напасть на петуха, она даже несколько опасается его. И на это есть серьезные причины. Как-то Пишка, увлекшись едой, сунула морду в ту часть кормушки, которую петух считал своей. Петух взмахнул крыльями, взлетел над лисой, стукнул ее шпорами, сбил со своего места и опустился обратно. С тех пор лиса ведет себя со своим храбрым соседом крайне осторожно.
Другая лиса, выдрессированная Н. А. Лбовой, жила в одной клетке с фокстерьером, который известен как охотник на лис. Бывшие враги никогда не ссорились, мирно играли.
Лиса долго помнит все, чему ее обучили. В Уголке был поставлен интересный опыт. Четыре дрессированные лисы – Кума, Вихрь, Франтик и Желток – около года не выступали в спектаклях и не репетировали. Когда их в первый раз после такого длительного перерыва вывели на сцену, они почти безошибочно выполнили все свои номера.
В Уголке успешно осуществлена дрессировка цветных лис – чернобурых, платиновых и трехколерных. Такие лисы еще никогда не выступали перед публикой. Первый опыт провела Анна Владимировна Дурова. В ее группе были красавица Муфта, необыкновенно изящная черно-бурая лиса с серебристым кольцом вокруг шеи, светлый платиновый лис с черной полосой по хребту – Узор и трехцветная кавказская лиса Камешек, наряд которой заслуживает подробного описания: черное как уголь брюшко, серебряная спинка, белый пушистый воротник, на всех четырех лапках белые сапожки и такая же белая полоска разделяет пополам лоб и нос.
Лис этих передали в Уголок из зверосовхоза. Казалось бы, что у них давно должна выработаться привычка к людям и дрессировать их будет легче, чем диких животных, пойманных в лесу. На самом деле это оказалось не так.
Дикая лиса привыкла к борьбе за жизнь, к погоне за добычей. Она воинственна, подвижна, быстро реагирует на обстановку, умеет приспосабливаться к внешним условиям. Все это помогает дрессировщику вызвать у лисы новые движения.
Лисы, выросшие в неволе, всегда получали пищу готовой, у них нет охотничьих навыков, нет смелости. Кроме того, пришлось потратить немало труда, чтобы преодолеть их неприязнь к человеку, вызванную условиями жизни в питомнике, где лис часто брали руками в грубых рукавицах, взвешивали, расчесывали, осматривали. Дело осложнялось еще и тем, что цветные лисы попали в дрессировку уже взрослыми.
Муфта почему-то панически боялась звонка. Заслышав звук колокольчика, она немедленно убегала и старалась спрятаться. Именно ее Анна Владимировна и начала приучать звонить. В конце концов Муфта от страха стала дергать шнурок колокольчика, уголок дедушки Дуроваходить и кружиться на задних лапах.
Немало трюков выучили также Узор и Камешек.
На сцене Театра зверей выступала и другая группа лис, обученная молодой дрессировщицей, воспитанницей кружка юных дрессировщиков, работающего при Уголке. Группа эта состояла из рыжей лисы, двух
цветных и... кошки.
Представление открывала рыжая лиса Зорька. Она звонила в колокол и раскатывала на сцене ковер. Затем на ковер выходил Алмаз – белая с черной искрой грузинская лиса. Любо было смотреть, как грациозно она вальсировала. Правда, первое время она танцевала на четырех лапах, и дрессировщица просила публику извинить начинающего артиста. Но вскоре Алмаз уже выступал по всем правилам балетного искусства и кружился на задних лапах. Кроме того, Алмаз прекрасно освоил качели и лихо взлетал в воздух, подняв белый пушистый хвост с черной кисточкой.
Серебристая лиса Чернушка – эквилибрист. Стрелой пролетала она сквозь обруч, прыгала с тумбы на тумбу. Самым интересным было состязание между ней и кошкой Муркой. Мурка проходила по узкой доске между колышками неторопливо, изящно изгибаясь. Чернушка шла быстро, чуть ли не бежала; она продиралась сквозь колышки, не щадя боков и шерсти. Но Мурке не уступала.
В обратную сторону кошка уже шла не между колышками, а по ним. Она даже не глядела вниз, но ее мягкие серые лапки без промаха попадали на тонкие, с горлышко бутылки, головки колышков. Этого Чернушка выполнить не могла, это чуждо ее природе. Зато она отвечала другим трюком: прыгала с доски на пол, подбегала к пушке и по команде «Пли!» стреляла. Раздавался грохот, из пушки вылетал огонь. На сей раз приходилось отступать Мурке. Артиллерийского дела она не освоила и воевала по старинке – с помощью собственных зубов и когтей.
Сейчас в Уголке живет около двадцати ученых лисиц-артисток. А вот ученых кошек только две. Наши милые, домашние кошечки ласково мурлыкающие, такие привычные, живущие чуть не в каждом доме, оказывается, поддаются дрессировке трудней, чем самый лютый тигр. Владимир Леонидович бывал очень рад, если ему удавалось обучить кошку хоть двум-трем несложным номерам. Не случайно Киплинг назвал свой рассказ о кошке «Кошка, которая гуляла сама по себе».

 

Продолжение...