menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Примечания. Часть 1

ПРИМЕЧАНИЯ

ПЕРЕПИСКА А. И. ЮЖИНА-СУМБАТОВА с А. В. ЛУНАЧАРСКИМ.

1

Письмо на бланке председателя Совета Малого театра.

1 Отдел государственных театров при Наркомпросе. В августе 1919 г. «Декретом об объединении театрального дела», подписанным В. И. Лениным. Отдел государственных театров был включен в Театральный отдел Наркомпроса. В 1921 г. на базе Отдела государственных театров приказом по Наркомпросу было создано Управление академических театров.

2 Так Южин называет «Основное положение Государственного Московского Малого театра», вступившее в силу в марте 1919 г. взамен «Временного положения», действовавшего с мая 1918 г.

3 Малиновская Елена Константиновна (1870 — 1943) — общественный и театральный деятель. С 1917 г. — комиссар по делам московских театров, с 1920 г. — заведующая Театральным отделом Наркомпроса, позже заведующая Управлением государственных академических театров и директор Большого театра.

4 Экскузович Иван Васильевич (р. 1883) — управляющий академическими театрами Петрограда; с 1921 г. — заведующий академическим театральным центром.

5 Здесь имеются в виду Е. К. Малиновская и И. В. Экскузович.

2

Письмо на бланке директора Малого театра

1 «Медвежья свадьба» — пьеса А. В. Луначарского, созданная по мотивам новеллы П. Мериме «Локис» (премьера — 30 апреля 1924 г.).

2 Эггерт Константин Владимирович (1883 — 1955) — актер и режиссер, в Малом театре работал в сезоне 1923/24 г. О поставленном им спектакле «Медвежья свадьба» театральная пресса единодушно отзывалась как о «резком нарушении традиционных устоев» Малого театра. Спектакль шел в условном оформлении, в конструкциях и однотонных, свинцово-серых сукнах. Вдоль рампы висели чудовищные маски, которые должны были, по замыслу режиссера, символизировать роковую предопределенность трагических событий, происходящих на сцене. Костюмы и гримы актеров были также условны и стилизованы. Условные декорации находились в противоречии с углубленным психологизмом пьесы.

3 Имеется в виду художник В. А. Тривас, оформлявший спектакль «Медвежья свадьба».

4

Письмо на бланке народного комиссара по просвещению

1 Осенью 1925 г. Южин лечился на юге Франции. Письмо, о котором упоминает Луначарский, не обнаружено.

2 А. В. Луначарский, очевидно имеет в виду интенсивную работу А. И. Южина над его последним драматическим произведением «Рафаэль», о котором он, по-видимому, писал Луначарскому.

3 Владимиров Владимир Константинович (1886 — 1953) — с 1924 г. исполняющий обязанности директора Малого театра; с 1926 по 1933 г. — директор Малого театра.

4 Волконский Николай Осипович (1890 — 1948) — режиссер; в Малом театре работал с 1920 по 1933 г. В 1925 г. поставил «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, условного оформления которого А. И. Южин не принимал.

5 Платон Иван Степанович (1870 — 1935) — режиссер Малого театра с 1892 г., автор ряда пьес и переводов, шедших на сцене Малого театра.

6 Розенель Наталия Александровна — жена А. В. Луначарского, артистка Малого театра с 1923 по 1939 г.

7 Глебов Анатолий Глебович (р. 1899) — советский драматург.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18.
Все части книги.