menu-options

Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского. Часть 10

"Сквозное действие", преимущественно перед другими участниками спектакля, осуществляется в драме актером, а в опере — певцом, который является главным лицом, помогающим превращению "зерна" произведения в его форму. Как же должен совершаться этот процесс оформления и в чем при этом должна выражаться творческая работа актера? На это К. С. Станиславский отвечает следующими словами: "Актеру или же певцу надо прежде всего уметь "выудить" из произведения "зерно" и посеять его себе в душу. После этого внутри него должен начаться творческий процесс, аналогичный всем созидательным процессам в природе. Подобно тому, как зерно растения, брошенное в землю, сначала должно сгнить, потом пустить корни, стать растением и уже только потом дать тот плод, который оно дать в состоянии, — подобно этому и "зерно" произведения, посеянное в душе исполнителя, должно дать свои всходы, ростки и плоды, которые явятся в каждом отдельном случае различными. Поэтому является совершенным нонсенсом, когда от артиста требуют: "потрудитесь мне родить то-то и то-то". Ибо такое требование к артисту является бесполезным насилованием естественного процесса, который может совершаться только на основании определенных внутренних законов и который может дать только определенный, в каждом отдельном случае не похожий на другие, результат. Но если мы не можем ни насиловать, ни изменять этого процесса, то мы, зная условия, в которых он происходит, можем помогать ему, развивая в актере или же в певце приемы внутренней техники воспроизведения, вырастающей на почве овладения исполнителем идеей исполняемого произведения".

Но внутренняя техника воспроизведения из исполнителя, выросшая на почве овладения им линией "сквозного действия" произведения и положенной в его основу идеен, не является самодовлеющей и нуждается для своего выявления во внешних данных исполнителя, к которым относятся: голос, речь, слово, интонации, паузы, жесты, движения, психология и логика и т. д. и т. д., и которыми исполнитель должен пользоваться как способами приспособления, с одной стороны, к партнеру, а с другой, — к зрителю, ибо все эти данные служат средствами передачи аудитории того, что исполнитель видит и чувствует. Способы приспособления у каждого исполнителя должны быть индивидуальными так же, как индивидуальна его внутренняя техника воспроизведения, для того чтобы не сделаться штампованными и не превратиться из средства художественного воздействия в собрание трафаретных приемов сценической игры. В игнорировании индивидуальности актера учителем, режиссером п другими лицами, имеющими отношение к его воспитанию и к постановке того или другого сценического произведения, заключается величайшая опасность, ибо актер, снизанный но рукам и по ногам чужой индивидуальностью, перестает быть художником и творцом, теряет непосредственную связь с миром идей автора, в исполнении произведения которого он участвует, и превращается в более пли менее искусного имитатора чужих намерений, почти всегда не находящих отклика в его индивидуальности.

В чем же должно состоять воспитанно актера и певца, умеющего не только петь, но и играть на сцене? В выработке в высшей степени чуткого внешнего аппарата для немедленного воспроизведения во вне малейших внутренних ощущений актера. Чуткость этого аппарата развивается с помощью упражнений, которые должны быть основаны не на подражании учителю и не на исполнении его требований "родить то-то и то-то", а на воспитании способности актера к рефлексам, т.-е. на воспитании в актере способности, как выражается К. С. Станиславский, "отвечать на "манки" для чувства, а не "создавать" последние из ничего". В силу этого взгляда К. С. Станиславский отрицает какие бы то ни было упражнения, производимые без какой-нибудь художественной цели. Для него даже технические вокальные украшения, как например, пение вокализов без всякой внутренней художественной оправданности, являются совершенной бессмыслицей.



Все части книги "Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.