menu-options

Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского. Часть 14

Ибо когда я решил писать свою оперу, то моим намерением, по отношению к технике композиции, было дать театру то, что ему принадлежит. Другими словами, моим намерением было написать такую музыку, чтобы она могла сознательно исполнить свое назначение: в каждый момент служить действию, и даже более того — чтобы она предусмотрела все необходимое для действия при его обращении в сценическую реальность. Ибо функцией композитора является решение проблем идеального режиссера".

Раз это так, т.-е. раз функцией композитора является решение проблем идеального режиссера и раз композитор в музыкальном тексте своей оперы дает не только слово, которым он вдохновился от поэта, но и интонации, в которых это слово должно быть произнесено, и ритм, в котором должно идти все действие оперы, — то прав и К. С. Станиславский, отдавший нею свою мудрость гениального драматического режиссера на раскрытие в своих оперных постановках истинных замыслов композитора, "зерно" творчества которого в наши дни часто скрывается от слушателя или густой шелухой рутины, или же неправильным и произвольным истолкованием, не имеющим никаких корней в музыке этого композитора.

Виктор Беляев.

ПОСТАНОВКИ СТУДИИ.

I. "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН".

"ЕВГЕНИИ ОНЕГИН" Чайковского является первой и основной постановкой Оперной Студии К. С. Станиславского, определившей целиком все направление дальнейшей работы Студии. Расскажем историю постановки этой оперы слонами самого К. С. Станиславского, заимствованными из его книги "Моя жизнь в искусстве".

"Все семь картин оперы Чайковского, с хорами и двумя балами, надо было поставить в небольшом зале старинного особняка, предоставленного в распоряжение Оперной Студии. Кроме малых размеров помещения, там было еще одно препятствие, а именно: зал разделен толстой, красивой с архитектурной стороны, аркой с четырьмя большими мраморными колоннами, типичными для эпохи Пушкина в Онегина. Разрушать их было бы варварством, и потому пришлось включить их в самую постановку, в режиссерский замысел и мизансцену.

"В первой картине опоры колонны и арка приспособлялись к терассе ларинского дома. Во второй картине они образовали типичный для эпохи альков, в котором помещалась кровать Татьяны. В третьей картине арка с колоннами, дополненная боскетным трельяжем, образовала садовую беседку, где происходило свидание Онегина с Татьяной. В четвертой картине между колонн вставлялась лестница, ведущая в танцевальный зал ларинского дома. В пятой картине на мраморные колонны надевались чехлы с древесной корой, превращавшие их в стволы сосен того леса, на опушке которого происходила дуэль. В шестой картине колонны образовали ложу и почетное место для приема на балу генерала Гремина. В последнем"! картине арка с колоннами была приспособлена к гостиной Татьяны Гремпной. Таким образом, колонны явились центром, вокруг которого планировалась декорация и к которому приспособлялась постановка. Колонны стали типичной принадлежностью самой Студия и аттрибутами ее значка или герба.



Все части книги "Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.