menu-options

Шефов А. Н. ЮБИЛЕЙ ВЕЛИКОГО ДРАМАТУРГА (1985 год) (Часть 2)

книга Шефова 3Начало: часть 1

 

Газета «Коммунистический труд» за 1921 год приводила выступление рабочего, постоянного посетителя Малого театра. Обращаясь во время дискуссии к представителям формалистического искусства, рабочий, не стесняясь в выражениях, говорил:
«Зачем вы втираете нам очки и навязываете нам какое-то новое искусство? Если Островский и великий Гоголь посмотрели бы на ваше безобразие, они бы перевернулись в гробу от ужаса. Нет... искусство вы не переделаете, так оно и останется красивым и изящным». Пролетарский зритель настоятельно и решительно потребовал замены «новых революционных спектаклей» формалистов пьесами Гоголя и Островского, желая видеть понятные ему пьесы, дорогих ему актеров. Малый академический театр становился подлинно народным театром. На спектаклях театра в эти годы неоднократно бывал В. И. Ленин.
Так, 2 мая 1920 года Владимир Ильич присутствовал в Малом театре на юбилейном вечере, посвященном 50-летию сценической деятельности выдающейся русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой, которой первой было присвоено почетное звание народной артистки республики.
Юбилей М. Н. Ермоловой явился не только признанием высокого гражданского труда актера в новую революционную эпоху, это было высоким признанием всей деятельности Малого театра, который завоевал душу нового зрителя, свершившего революцию.
Театр с его мощной реалистической основой, воспитанный на лучших традициях русских классиков, обогащенный новым опытом наступившей социальной эпохи, открыл двери для зрителя, о котором мечтал, которого ждал.
«Новый зритель вернул молодость самому Островскому», – говорила Е. Д. Турчанинова о небывалом успехе, который имели теперь пьесы Островского.
К 100-летнему юбилею драматурга были выпущены специальные юбилейные сборники – собрания сочинений воспоминания современников, письма А. Н. Островского, статьи русских критиков. В Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина была открыта памятная выставка, ставшая первой отчетной выставкой музея.
книга Шефова 4Современники отмечали, что «с именем Островского связана грандиозная эпоха развития и укрепления нашего театра, эпоха расцвета нашей драмы и наших сценических талантов.
Если у Англии – Шекспир, у Франции – Мольер, то у нас – Островский. Как Пушкин дал жизнь нашей литературе, так Островский дал жизнь русской драме и русскому театру».
Широкая юбилейная программа предусматривала и создание памятника, который предполагалось установить у здания Малого театра.
Идея же создания памятника А. Н. Островскому возникла давно. Она родилась вскоре после смерти драматурга в 1886 году в Обществе русских драматургических писателей и оперных композиторов, основателем и первым председателем которого был А. Н. Островский. Комитет общества возбудил ходатайство перед правительством об организации повсеместной подписки на сооружение такого памятника. Подписка была открыта в 1899 году, и к 1917 году было собрано почти 50 тысяч рублей. Но открытие памятника так и не состоялось. 14 мая 1922 года по инициативе театральной общественности был создан юбилейный комитет по организации 100-летнего юбилея А. Н. Островского, председатели которого стал директор театра А. И. Сумбатов-Южин.
В комитет вошли такие известные деятели театра, как М. Н. Ермолова, В. Н. Немирович-Данченко, П. М. Садовский, Л. В. Собинов, композитор М. М. Ипполитов-Иванов, директор театрального музея А. А. Бахрушин, художник И. Э. Грабарь, архитекторы Ф. О. Шехтель, А. В. Щусев, от Третьяковской галереи А. В. Бакушинский и другие.
Комитет обратился в Совнарком СССР с письмом-предложением увековечить память великого драматурга в связи с его 100-летним юбилеем. 13 марта 1923 года Совет Народных Комиссаров, рассмотрев предложение юбилейного комитета, одобрил его и признал «постановку памятника А. Н. Островскому своевременным и приемлемым». Это решение Советского правительства явилось основанием для проведения всех мероприятий, связанных с юбилеем А. Н. Островского, и ярко подтверждало дальнейшее развитие славных ленинских традиций в области монументальной пропаганды.
Известно, что еще 12 апреля 1918 года В. И. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». К первой годовщине Октябрьской революции на площадях Москвы и других городов предполагалось поставить памятники борцам, павшим за свободу. Только в одной Москве намечалось установить более 60 памятников, мемориальных досок и надписей.книга Шефова 6
Значение ленинского декрета очень велико. Это была программа творчества для деятелей искусства в новом, социалистическом обществе. Уделяя значительное внимание развитию советского искусства, В. И. Ленин прежде всего отстаивал его реалистические основы, заботился о том, чтобы оно несло народу радость приобщения к подлинной красоте.
На открытии многих памятников в Москве В. И. Ленин выступал с речами, беседовал со скульпторами – авторами первых памятников. Эти события становились праздниками нового советского изобразительного искусства.
По замыслу В. И. Ленина, памятники должны быть установлены на бульварах, площадях, в скверах.
В. И. Ленин считал, что характер скульптурных произведений, которые будут украшать площади Москвы и Петрограда, должен отвечать задачам и целям революционного и эстетического воспитания народа. Ленинская мысль о монументальной пропаганде, о создании в стране таких художественных произведений, которые «служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство – словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений», получила действенную поддержку художников. Владимир Ильич придавал огромное значение пропаганде новых идей, рожденных и вдохновленных Октябрьской революцией.
Первые шаги советского искусства имели огромное воспитательное и идейно-политическое значение. Они показали, какие потенциальные силы таит в себе творчество народа, освобожденного революцией.
книга Шефова 7В известном правительственном документе 1918 года, в котором были упомянуты писатели и поэты, «коим предположено поставить монументы в Москве и других городах», имя А. Н. Островского не значилось. Постановление СНК СССР от 13 марта 1923 года свидетельствовало о том, что после тяжелых лет гражданской войны Советское правительство считало необходимым дальнейшее развитие ленинского плана монументальной пропаганды.
Юбилей А. Н. Островского совпадал также с юбилеем Малого театра, которому 27 октября 1924 года исполнялось 100 лет. Подготовка к этим торжествам нашла широкий отклик в среде художественной интеллигенции. В газетах и журналах печатались статьи, посвященные замечательному русскому писателю.
Накануне юбилея А. В. Луначарский выступил в прессе с большой статьей «Об Александре Николаевиче Островском и по поводу его», где он писал, что «Островский принадлежит к тому центральному массиву русской литературы, который создан был русской интеллигенцией при ее пробуждении и на который мы должны опереться, если мы хотим правильным путем идти вперед, разметав все позднейшие наслоения с их многообразным декадентством, кладбищенски ли оно кривляется вместе с какими-нибудь символистами, кривляется ли оно шутовски или под «лжепроизводство» вместе с какими-нибудь футуристами.
Нам нужно искусство серьезное, нам нужно искусство, способное усвоить наш нынешний быт, нам нужно искусство, которое обратилось бы к нам с проповедью нынешних, только еще растущих этических ценностей».

 

Продолжение: часть 3, часть 4