Шефов А. Н. ЮБИЛЕЙ ВЕЛИКОГО ДРАМАТУРГА (1985 год) (Часть 3)
Луначарский тогда же отмечал, что мы и идем назад к Островскому не только для того, чтобы оценить правильность творческого направления Малого театра, но еще для того, чтобы «поучиться у него некоторым сторонам мастерства».
В провозглашенном лозунге А. В. Луначарского «Назад к Островскому» говорилось о необходимости вернуться в современном театральном искусстве к театру реалистическому, социально-психологическому, социально-содержательному и имеющему подходящую к этому характеру технику выразительности.
И Малый театр – «дом Островского» в этом отношении являлся истинным хранителем лучших традиций.
Такая высокая оценка творчества великого драматурга и роли театра, свято продолжающего великолепные реалистические традиции в их обновлении и развитии, делала увековечение памяти А. Н. Островского значительным событием в культурной жизни нашей страны.
КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ
Комитет по организации 100-летнего юбилея памяти А. Н. Островского 31 мая 1923 года в связи с постановлением СНК от 13 марта 1923 года был преобразован в Комитет по сооружению памятника А. Н. Островскому.
11 июня 1923 года на своем заседании комитет принял решение – объявить открытый конкурс на проект памятника А. Н. Островскому, в котором могли бы принять участие все желающие художники.
Комитетом были поставлены следующие условия:
1. Памятник воздвигается в Москве перед зданием Малого театра, лицом к площади имени Я. Свердлова.
2. Памятник должен состоять из бронзовой фигуры драматурга на гранитном постаменте.
3. Фигура на памятнике должна быть в полуторном от натуры размере. Площадь, занимаемая памятником, не должна превышать 4 квадратных сажен.
Далее указывалось, что в конкурсе могут участвовать как московские скульпторы, так и иногородние авторы; все проекты должны быть присланы анонимами под литературным девизом. Памятник великому драматургу предполагалось открыть в октябре 1924 года к юбилею Малого театра.
Предложения комитета были опубликованы в газетах. Конкурс сразу стал очень популярным. Журнал «Огонек» в номере 6 за 1923 год писал, что «заложение в последние месяцы памятников профессору К. А. Тимирязеву и А. Н. Островскому, несомненно, составит собою часть нового обширного плана украшения Москвы, который может быть выполнен в условиях мирного революционного творчества с большим успехом, чем в обстановке суровой гражданской войны».
Желание многих скульпторов участвовать в конкурсе объяснялось просто – им импонировал образ великого драматурга. Вместе с художниками-реалистами в конкурсе участвовали представители и самых различных направлений в искусстве.
На имя общественного комитета поступали произведения-проекты от самых крайних «левых», в которых, как правило, трудно было найти какое-либо сходство с реальным образом драматурга. Были проекты и в откровенной импрессионистической манере, мало популярной в условиях новой эпохи. Наибольший интерес на конкурсе представляли проекты художников-реалистов. Многие работы узнавались специалистами до раскрытия анонимов, так как известный стиль и манеру того или иного художника обычно обнаруживала сама работа. Так, искусствоведы и художники узнали андреевский проект, как только он поступил в комиссию. По общему мнению, эта работа была одной из лучших.
Без труда узнали и работу А. С. Голубкиной. Отмечались и другие работы. С каждым днем количество проектов все увеличивалось, и решено было выставить их для всеобщего обозрения в Государственном Историческом музее, где с ними мог познакомиться каждый желающий. В конкурсе приняло участие свыше 50 скульпторов, которые уже в ноябре 1923 года прислали свои проекты на обсуждение конкурсного жюри.
Проекты поступали из Москвы, Петрограда и даже Парижа, что свидетельствовало о популярности замечательного русского драматурга.
4 ноября 1923 года в Государственном Историческом музее была устроена выставка проектов для всеобщего обозрения. Однако обилие проектов не вызвало восторга у критиков, которые считали, что если отвлечься от количества представленных на конкурсе проектов и проанализировать их качество, то придется констатировать, что большинство участников подошли к задаче образного решения «внешне поверхностно, порой даже обывательски».
Представленные проекты отражали все течения в искусстве того времени, поэтому вокруг конкурса разгорелись самые ожесточенные дискуссии. Большинство считало, что крупнейшему мастеру театра должен быть создан реалистический памятник.
Специалисты отмечали, что конкурс не оправдал надежд широкой общественности, показав, насколько слабо значительная часть скульпторов выполнила конкурсное задание, порой искаженно трактуя образ великого драматурга.
«Одни, забывая о том, – писала критика, – что Островский – носитель жизненной и бытовой правды драпируют его в античную тогу, а 1а Софокл или Эскулап.
Другие, правда, надевают шубу, сюртук, поддевку или халат, по дают нам скорее Островского-купца, Островского – барина и помещика, Островского-чиновника, нежели Островского – великого писателя.
Третьи возносят фигуру на грандиозный постамент, забывая о высоте Малого театра, который должен служить ей фоном...
Четвертые забывают о том, что монументальный памятник должен быть одинаково пластичен со всех сторон».
Как считали многие, образ великого реалиста было неправильно давать в импрессионистической трактовке.
Проект Голубкиной не создавал цельного впечатления, остальные проекты – стоячие фигуры Островского – были маловыразительны. По мнению специалистов, из этой группы исключение составляла работа И. Ефимова.
«Автор – И. С. Ефимов изобразил Островского в армяке, Островского – носителем народности, которого Дмитрий Иванович Писарев называл «по таланту – гигантом, по сердцу – ребенком».
Комитет по сооружению памятника А. Н. Островскому, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина и жюри, куда входили известные художники, деятели театра и искусствоведы, приступили к распределению премий.
10 ноября 1923 г. в Государственном Историческом музее где были выставлены проекты, состоялось заседание жюри. Все члены жюри вначале подали записки с указанием лучших проектов. Из общего числа проектов было отобрано шесть.
После баллотировки шесть проектов получили следующие места: первую премию получил проект № 16 под девизом «Прошлое» (7 голосов из И). Вторую премию – проект № 7 под девизом «Старый быт». Третью – проект № 21 под девизом «Московский говор». Четвертую премию получили три проекта: № 12 под девизом «Степь», № 15 под девизом «Гроза», № 22 под девизом «1873 г.».
После вскрытия конвертов обнаружилось, что автором проекта № 16 был скульптор Н. А. Андреев, № 7 – В. А. Андреев, № 21 – В. А. Андреев, № 12 – И. С. Ефимов, № 15 – А. С. Голубкина, № 22 – Н. А. Андреев.
Продолжение: часть 4