menu-options

Эм. Двинский "Уголок имени В.Л. Дурова" (1970 год) (Часть 12)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11

 

ДОБРОДУШНАЯ МАРТА



уголок дедушки ДуроваМарту привез с Дальнего Востока железнодорожный проводник. Она была пушистым маленьким медвежонком двух месяцев от роду, темной масти, из-за которой ее чуть не приняли за гималайского медведя. Но отсутствие белого «воротника» показывало, что она принадлежит к бурой породе. Чем дальше на восток, тем у медведей темнее шерсть, а новый обитатель Уголка родился в Уссурийской тайге.
Марта отличалась исключительным добродушием. Все медвежата обычно кусаются, смотрят исподлобья, бьют лапами. Марта никогда не обнаруживала воинственных намерений и спокойно, доверчиво шла к людям.

Дрессировала ее Анна Владимировна Дурова. Марта училась кувыркаться. Анна Владимировна, играя с Мартой, одной рукой пригибала ее голову, а другой подталкивала сзади так, что та волей-неволей переворачивалась через голову. После этого ученица сразу получала горсть леденцов. Конфеты хрустели на зубах, и Марта блаженствовала.
Но лакомство быстро исчезало, а второй порции не давали. Вскоре Марта усвоила, что леденцы можно получить, только перекувырнувшись. Однако сделать это самостоятельно она не могла. И, заметив леденцы в руках дрессировщицы, Марта весьмa выразительно подставляла зад, как бы говоря: «Подтолкни, помоги мне».
Как ни забавно выглядело это движение, ограничиться им нельзя. Марта должна кувыркаться сама. Анна Владимировна показывала лакомке леденцы, но не давала их. Марта вертелась, пригибала голову к полу, поднимала то одну лапу, то другую. Однако дрессировщица не приходила больше на помощь. Марта пробовала вставать задними лапами на какое-нибудь возвышение. Если уроки происходили в саду, она ставила лапы на корни дерева и упиралась в ствол.
Однажды старания ее увенчались успехом – она оттолкнулась лапами и перекувырнулась. Горсть леденцов захрустела у нее на зубах. Как только конфеты были съедены, Марта перевернулась второй раз, снова заработала угощение. Так она проделала чуть ли не двадцать кульбитов. Вскоре Марта научилась выполнять свой номер по сигналу. Сигналом было слово «перевернись». Номер был отделан окончательно.
Марта также выучилась также эквилибристике на бочке, игре с березовым поленом и другим трюкам. Но кроме того, она дуголок дедушки Дуроваемонстрировала такой фирменный номер какого не было до сих пор в медвежьем репертуаре. Она умела «говорить».
У Марты была одна забавная манера: за едой она довольно громко издавала звуки «мям-мям-мям». Анна Владимировна решила использовать эту особенность, превратить чавканье в членораздельные звуки, напоминающие слово «мама».
Долго работала дрессировщица и в конце концов научила Марту прерывать звуки по сигналу. Медведица стала произносить «мям-ма». Когда Марта заканчивала свои номера, она приносила тумбочку, садилась на нее, а Анна Владимировна спрашивала:
– Скажи, Марта, кто тебя научил всем этим штукам?
Под всеобщий смех маленьких и больших зрителей Марта отвечала: «Ма-ма!»
Теперь Марта взрослая, крупная медведица. Ей около 13 лет, после Дочки –она старейший в Уголке представитель семьи Топтыгиных. Нрав у нее по-прежнему кроткий и добродушный. Но на сцену Театра зверей ее выпускать уже нельзя. Она показывает зрителям свои номера в клетке. Марта не разучилась говорить. Когда А. В. Дурова подходит к ее клетке, она громко произносит: «Ма-ма! Ма-ма!».
Как-то у нее был сильный флюс, но все же, увидев свою воспитательницу, она беззвучно пошевелила губами: «Ма-ма...»

 

ПОТАП НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ

 

Медведь Потап продвинулся в театральном искусстве дальше всех своих сородичей. Он стал не цирковым, а драматическим артистом, исполнял роль в пьесе «Как Василий-дровосек в лесу друга нашел». Ее сочинила и поставила А. В. Дурова. В роли Вуголок дедушки Дуроваасилия выступал воспитанник кружка юных дрессировщиков, молодой работник Уголка Толя Майоров, в роли его друга – Потап. На сцене – нарядная, ярко расписанная избушка дровосека. Хозяина не видно, только издалека доносится глухой стук топора – это трудится Василий. Скучно жить Василию одному в глухом лесу, а товарищей у него нет. Лису в приятели не возьмешь – хитра, волк – злой, да жадный, заяц – труслив, барсук – сонлив, еж – колюч, крот солнца не любит.
Раз идет Василий лесной чащей, вдруг слышит – откуда то сверху плач доносится. Пошел на помощь. Видит – на высокой сосне что-то шевелится. Подошел поближе, пригляделся, а это медвежонок. Мать его охотники убили, он один остался, вот и плачет. Решил дровосек взять сироту к себе. Стали они вместе жить и скоро сделались настоящими друзьями.
– Вот они с работы идут, сейчас я вас с ними познакомлю,– заканчивает ведущая пролог сказки. На сцену выходят герои сказки: дровосек Василий в вышитой косоворотке, подпоясанной шелковым шнурком, и годовалый медвежонок Потап. Дети, заполняющие зал театра, с восторгом встречают артистов. Правдоподобно разыгрывают оба исполнителя забавные сцены из жизни дровосека и его друга Потапа.
Вот Василий решил размяться после работы.
– Давай, Потап, займемся гимнастикой.
Потап, стоя на задних лапах, немедленно поворачивается лицом к своему тренеру и занимает исходную позицию. Сперва идут приседания. Медведь с комичной старательностью повторяет каждое движение человека. Раз, два – присели. Три, четыре – выпрямились. Еще раз! Топтыгин, словно заправский спортсмен, делает зарядку. Затем следуют упражнения на турнике. Уцепившись за перекладину передними лапам, медведь поджимает задние и лихо раскачивается между двумя столбами.
Но Василий останавливает его: разминка кончилась, пора приниматься за хозяйственные дела. Надо снять с веревки высохшее белье.
Потап послушно тянет с веревки рубаху и бросает ее... на землю.
-уголок дедушки Дурова Ай-ай-ай! Что же ты делаешь?! Перепачкаешь все, – укоризненно говорит Василий.
А мишка и не слушает. Схватив лапой сразу за оба конца полотенца, он старается сдернуть его с веревки.
- Да не так, Потап,– останавливает своего неумелого помощника дровосек.
Но уже поздно. Медведь со всей медвежьей силой тянет за полотенце, веревка обрывается, и все белье падает.
- Вот видишь, что натворил... Бери корзину и собирай.
Потап обхватывает передними лапами большую плетеную корзину и тащит ее к Василию. Тот ставит корзину на землю, и медведь собирает в нее белье.
– Ну вот, хорошо. А теперь пойдем огород поливать, а то не будет у нас ни сладкого гороха, ни вкусной морковки. Доставай воду.
Медведь – добросовестный помощник. Он ковыляет к колодцу, берется за рукоятку и крутит вал.
Когда показывается ведро, Василий переливает воду в большую лейку и велит Потапу нести ее.
Медведь с азартом принимается за поливку. Но усердие его явно не по разуму. Потоки воды заливают все, что попадается под руку, вернее под лапу косматого огородника. Не удается спастись от холодного душа и самому Василию. Напрасно старается он выскочить из-под струи. Верный друг следует за ним и поливает его до тех пор, пока лейка не пустеет.
Веселый смех звучит в зале. Василий отбирает лейку и зовет проказника пилить дрова. Ведь надо обед готовить.
Вот бревно на козлах. Человек и медведь берутся за пилу и скоро бревно распилено. Потап собирает дрова в охапку и несет их в избу.
Потап может выступать в роли дворника.
Одна сценка сменяет другую. Юные зрители уже полностью поверили, что именно так и живут в лесу дровосек Василий со своим другом Потапом. В Толе Майорове совсем не видно дрессировщика, он весел, спокоен, ласково разговаривает с медведем, шутит с ним, как будто тот действительно его понимает.
– Завтра у нас день отдыха,– говорит он Потапу.– Поедем с тобой в город на соревнования. Что ты умеешь делать? Покажи-ка.
Медведь переворачивает бочку на бок, забирается на нее и катит то в одну сторону, то в другую, стоя сначала на четырех лапах, а потом на двух.
Сверху на веревке опускается мяч. Потап подбрасывает его, отбивает обеими лапами – это тренировка в волейбол. В футбол медведь тоже умеет играть и прекрасно стоит в воротах. Василий бросает ему мяч, а тот ловко ловит его.
уголок дедушки ДуроваПьеса кончается обедом друзей. Человек и зверь сидят за одним столом и едят кашу из одинаковых мисок. Правда, здесь уже медведь не играет, он ест кашу по-настоящему.
Таков Потап на сцене. Надо сказать, что подлинная биография Потапа начинается так же, как в пьесе. В двухмесячном возрасте он остался сиротой и весной 1957 года попал в Уголок В. Л. Дурова. Малыша отдали на воспитание молодому дрессировщику Толе Майорову. Еще в детстве Толя очень любил возиться с животными. Двенадцати лет он пришел в кружок юных дрессировщиков.
Закончив семилетку, Толя стал работать служителем при животных и одновременно учился на заочном отделении зоотехникума. Под руководством А. В. Дуровой он дрессировал голубей, воспитал немецкую овчарку Джека. Когда Толе исполнилось шестнадцать лет, ему доверили дрессировку первого медвежонка – Байкала. Он успешно, справился с трудным делом. Потап стал его вторым воспитанником.
Отношения между медвежонком и Анатолием были далеко не всегда такие дружелюбные, как это выглядит на сцене. Дело в том, что у Потапа очень вспыльчивый, раздражительный нрав. Правда, это характерная черта всего медвежьего племени, но Потап перещеголял многих. И чем старше он становился, тем хуже делался его характер.
Стоило застрять пиле, когда Потап пилит, или зацепиться метле, когда он подметает, мед-
ведь начинал сердиться, бил пилу или метлу лапой, пробовал схватить зубами. В таком состоянии он мог ударить даже дрессировщика.
Выступая с Потапом на сцене, Толя ни на секунду не спускал с него глаз, следил за каждым движением. Дрессировщик должен быть всегда начеку, должен в любой момент знать настроение животного. Бурые медведи во время работы обычно слегка рычат. Этим они отличаются от гималайских, которые выступают молча.
Дрессировщик прислушивается к рычанию и по его характеру судит о состоянии зверя. Если в глазах медведя появляется особый блеск – это признак раздражения, а следовательно, возможного нападения.
Однажды Потап в раздраженном состоянии пытался броситься на Толю. Толя вовремя заметил настроение своего вероломного приятеля. Когда Потап сделал угрожающее движение, дрессировщик решительно двинулся на него и сразу пресек неповиновение. Медведь успокоился, и спектакль продолжался. Зрители ничего не заметили.
Но Толя решил подготовить нового Потапа. Он стал обучать добродушного двухмесячного медвежонка, такого же ласкового и миролюбивого, как Марта. Однако Потапу второму так и не пришлось выступить на сцене Театра зверей.
уголок дедушки ДуроваМолодого способного дрессировщика пригласили в состав вновь создаваемого тогда ансамбля «Цирк на льду», и он перешел туда вместе со своим четвероногим другом Потапом. Пользуясь методом дуровской дрессировки, Майоров подготовил оригинальный номер, какого еще не знала история цирка: он обучил медведей кататься на коньках и даже играть в хоккей. Во многих странах уже побывали питомцы Майорова. И везде зрители награждали дружными аплодисментами косолапых хоккеистов, которые с азартом гоняли по льду шайбу и забивали голы в ворота, защищаемые непробиваемым чемпионом Потапом.

 

ВСЕ МЕДВЕДИ – РАЗНЫЕ

 

Цирковые трюки почти у всех медведей одинаковы. Но обучать каждого из них приходится по-разному.
Восприимчивость даже у медведей одной породы различна, один легко обучается кувыркаться, но ему не дается баланс на бочке, другого никак не заставишь лечь на спину, чтобы поиграть поленом. Один зверь усваивает нужное движение быстрее, другой – медленнее.
Бурый медвежонок Кубышка проявил особые способности к эквилибристике и освоил такие трюки, которые удаются не каждому медведю.
По приказу дрессировщика Кубышка приносил высокий табурет, влезал на него и становился на задние лапы. Затем он прыгал вверх и хватался передними лапами за перекладину свисающей трапеции. Раскачав трапецию, Кубышка переворачивался на ней вниз головой и цеплялся за палку задними лапами. Ловко и точно проделав эти гимнастические упражнения, медведь отпускал трапецию, прыгал вниз и становился на все четыре лапы.
Другой медведь – Топтыжка довольно быстро усвоил все премудрости цирковой науки, но чуть не погубил свое сценическое будущее уже на генеральной репетиции, за несколько часов до премьеры, из-за совершенно неожиданного обстоятельства.
Сначала все шло отлично. Дебютант работал четко, забавно, без всяких ошибок. Вот выполнен и последний номер, выступление закончено, начал опускаться занавес...
уголок дедушки ДуроваИ вдруг медведь испуганно заревел, заметался по сцене. Столь бурное поведение медведя вызвал... опускающийся занавес. Ведь до сих пор репетиции шли на открытой сцене. Впервые увидев занавес, медведь принял его за какого-то неведомого врага. Когда занавес подняли, Топтыжка быстро успокоился.
Пришлось включить в курс обучения Топтыжки дополнительный предмет, которого другие медведи не проходили: его две недели приучали к занавесу.
Медведь Игрушка выступал с оригинальным номером: он держал обруч, а собака прыгала сквозь него. Благодаря умелой дрессировке исконные враги – медведь и собака – превратились в закадычных друзей, сделались партнерами по сцене.
Каждое животное заставляет дрессировщика искать новые приемы воздействия. Только тот, кто хорошо знает жизнь животных, сумеет всегда найти подход к ним и видоизменить их поведение в желаемом направлении.
Таким дрессировщиком был В. Л. Дуров. Нередко его называли скульптором, но не потому, что он лепил фигуры зверей из мертвой глины, а потому, что он заново создавал формы поведения животных воплощал свои творческие замыслы в материале более непокорном, чем мрамор и гранит,– в материале живой природы.

 

Продолжение...