menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Разные материалы из архива А. И. Южина-Сумбатова. Часть 2

4. Сильно упавшими за последние перед сезоном 1909/10 г. сборами: за 10 сезонов с сезона 1899/900 по сезон 1908/09 г. высший сбор был 223600 руб. (сезон 1899/900), низший — 108000 руб. (сезон 1905/06 г.). В среднем за 10 сезонов взято 184 000 в сезон с одного Малого театра.

За отчетные 6 сезонов: высший сбор (1912/13 г.) был 291 600, то есть на 68000 более лучшего из прежних десяти сезонов, низший сбор текущего сезона, 1914/15 г. дал уже за одну зимнюю часть сезона 136000 рублей, то есть не только на 28000 руб. более всего сезона 1905/06 г., но и больше всего сезона 1904/05 г. (около 134 000) и столько же, сколько дал весь сезон 1906/07 г. (136000), когда не было ни войны, ни революции.

...Вот те причины, которые вызывали напряженную, — может быть, чрезмерно — деятельность Малого театра эти шесть лет. К ним надо прибавить еще и то, что почти ежегодно приходилось ставить юбилейные спектакли как исторического характера, так и литературного или артистического.

Из пяти перенесенных с прошлых сезонов и 20 вновь поставленных пьес классических авторов, русских и иностранных, 13 пьес имели 20 и более (до 40) представлений каждая, выдержали всего 346 спектаклей, в среднем каждая круглым числом 27 спектаклей. Остальные 12 пьес имели менее 20 спектаклей каждая (до 4-х), выдержали 88 представлений, около семи спектаклей каждая в среднем.

Из 4-х перенесенных с прошлых сезонов и 55 вновь поставленных пьес современных авторов, русских и иностранных, 15 пьес имели 20 и более (до 57) представлений, выдержали в общем 439 спектаклей, в среднем 29 спектаклей каждая круглым числом. Если из остальных 503 представлений вычесть 14 спектаклей, обслуженных, как указано выше, 4-мя перенесенными пьесами, то на остальные 40 новых постановок и возобновлений пьес современных авторов, имевших каждая менее 20 представлений (до 4-х), остается 489 представлений, то есть в среднем каждая около 12 спектаклей.

Таким образом, видно, что в классическом репертуаре из вновь поставленных 20 пьес и 5 прежних около 2/3 имели в среднем 27 спектаклей и около 1/2 — 7. В современном же около щ имели в среднем 29 спектаклей и 3/4 — около 12.

Из этого сопоставления видно, что на 1 современную удачную постановку приходится 3 неудачных, тогда как в классическом репертуаре на 2 удачных постановки приходится всего 2 неудачных. Большинство причин, перечисленных выше, вызвавших 13 ежегодных постановок, теперь утратило свою силу, если не вполне, то отчасти:

1. Образцовый репертуар пополнен, так как на репертуаре 25 пьес классических авторов, из которых любая может быть возобновлена от 1-ой до максимально — 10 репетиций, при незначительном ремонте обстановок.

2. По отношению к современным авторам двери театра были, пожалуй, слишком широко открыты, так как поставлены пьесы 30-ти русских авторов (из них 17 ставивших пьесы свои и прежде и 14 — впервые) и 20 иностранных (из них 6 прежних и 14 — впервые).

3. Труппа имела возможность сыграться и выясниться вполне.

4. Посещаемость театра значительно поднялась, особенно до текущего сезона.

Но явились некоторые неблагоприятные симптомы в общем положении дела, которые необходимо точно определить и принять все меры к их устранению. Каковы бы ни были тяжелые общие условия текущего года, они не должны были бы, судя по остальным императорским театрам Москвы и Петрограда, так тяжело отразиться именно на одном из них, Малом, если бы в самом театре не было бы причин этих угрожающих симптомов.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
Все части книги.