menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Разные материалы из архива А. И. Южина-Сумбатова. Часть 4

Обстановка — декорации, свет, костюмы, мебель служат предметом особой заботливости частных театров Москвы. Публика забалована у них внешним блеском постановки и зачастую идет исключительно на нее, предпочитая ее и самой пьесе, и ее исполнению. Таково течение театра почти два десятилетия, привитое успехом Художественного театра, и — я должен повторить — московская публика в массе стала придавать внешней стороне большее значение, чем это следовало бы в драматическом театре. И даже относясь отрицательно к этому, конечно, печальному явлению в области драматического театра — течению, переместившему центры интереса из глубины на внешность, надо признать, что внешняя сторона постановки важна и для существа дела. Драматический театр все-таки не может не давать красивой, верной в историческом и жизненной в бытовом отношениях рамки своим спектаклям. Между тем Малый театр очень страдает в этой части, и мой долг представить это на ваше благоусмотрение со всею прямотою и определенностью, к которым меня обязывает ваше доверие.

1. Свет на сцене до того скуден и слаб, приспособления световых эффектов до того устарели, что нельзя и думать дать впечатление яркого солнечного дня или лунной и звездной ночи. Лучшие декорации теряют при этом освещении, а в случае требования для них темноты нет никакой возможности дать необходимое освещение лицам исполнителей. И в зрительном зале, даже при полном свете люстры, царит тусклый, скучный полумрак, удручающим образом действующий на публику. В Малом театре темно и скучно от этого.

2. За отдельными исключениями, декоративная часть в Малом театре чрезвычайно бедна, чтобы не сказать — убога. Постановки «Макбета», «Фигаро» и «1812 год» — единственные три постановки, не оставляющие желать ничего лучшего. Надо отметить еще пьесы: «Горе от ума», «Мария Стюарт», «Цезарь и Клеопатра», «Герцогиня Падуанская», «Ассамблея», «Плоды просвещения», «Побежденный Рим» и «Огненное кольцо» как вполне приличные. Итого за шесть сезонов из 75 новых постановок — 11 имели в разной степени подобающие обстановки. В остальных 64-х они или не превышали посредственности, или были ниже ее. Особенно страдают пьесы современные. Наши «павильоны» почти никогда не дают впечатления уюта или оригинальности, опять-таки за редким исключением. Сады и террасы всегда очень неудовлетворительны, особенно при наличном освещении.

3. Мебель — больное место всех обстановок. Она знакома публике до последнего стула, не передает отпечатка индивидуальности дома, изображаемой семьи или характера хозяина; в большинстве случаев — бедна и безвкусна. Очень слаба и бутафорская часть.

4. Костюмная часть, историческая и характерная, в лучшем состоянии, так как в большинстве случаев костюмы делаются по рисункам К. А. Коровина или под его надзором, большей частью для Большого театра и иногда для Малого специально. Но для изображения современной светской толпы, мужской и женской, фраки, сюртуки, бальные платья и т. д. у выхода и артистов очень плохи.

Я знаю, что в настоящее время требовать особенных улучшений по этим частям нельзя ввиду исключительных условий времени. И я представляю их вашему превосходительству лишь на предмет возможного улучшения и прошу:

1. Хотя частично улучшить освещение сцены.

2. Назначить для Малого театра художника г. Голова, который под общим руководством К. А. Коровина занялся бы новыми постановками будущего сезона и по указаниям которого был бы произведен частичный ремонт прежних.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
Все части книги.