menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Такие времена. Часть 1

И. ВИШНЕВСКАЯ

«Такие времена»

Постановка комедии польского драматурга Ежи Юрандота «Такие времена» не была случайной для Малого театра. В его репертуаре рядом с трагедией и психологической драмой всегда стояла высокая комедия как отражение столь же существенных сторон народного быта, как своеобразная форма постижения действительности, могучее средство воспитания, совершенствования человеческого характера.

И в прошлом и в настоящее время Малый театр обладал и обладает превосходным чувством комедийного, безукоризненным владением самой формой комедийного спектакля.

Широк диапазон творчества Малого театра, воспитанного на классической комедии Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Сухово-Кобылина, Островского, потому так глубоко чувствует он юмор, свойственный каждой эпохе, каждой нации.

Старейший русский театр как бы вобрал в свое творчество все грани и особенности русского национального характера, среди которых, быть может, наиболее типические неугасимый философский оптимизм, неистребимая радость жизни, остро развитое чувство смешного — и в форме юмора и в форме гневной сатиры, разящей, убивающей врага.
Глубокое постижение жизнерадостной души своего народа позволяет яснее понять и другой национальный характер, язык его комедии — радостное самопознание или гневное обличение. Именно поэтому так близка Малому театру комедиография других народов, именно поэтому так чуток он к любому истинно национальному юмору.

Обращение Малого театра к современной польской комедии Юрандота — одно из проявлений широты кругозора советского театра. Это продолжение и развитие давней традиции Малого театра — укрепление его теснейших связей с жизнью, с искусством всего передового человечества.

Комедийный спектакль в Малом театре — это прочтение комедии не только как собрания веселых положений, смешных характеров и реплик-афоризмов, это всегда спектакль о жизни, о комическом несоответствии между поступками, мыслями, чувствами людей и истинным ходом реальной действительности.

Именно так подошли актерский коллектив и режиссер Л. Волков к толкованию и воплощению комедии Юрандота.

Сюжет ее несложен, неприхотливо развивается действие, нет привычной, ловко закрученной комедийной пружины, где каждый следующий виток — новое непонимание друг друга, новая смешная ситуация, новый, все более запутывающий героев поворот интриги. В комедии «Такие времена» все просто, каждый слышит и понимает то, что говорит ему другой, каждый делает, что ему положено делать, не путая собеседников и зрителей, нет ни бестолковых, смешных кви про кво, ни забавных переодеваний, ни игривых недомолвок.

И роли будто бы не очень выгодные для комедии. Директор маленького гвоздильного завода Станислав Зелинский человек ни плохой, ни хороший, ни новатор, ни вредитель, ни педант, ни растяпа. И план у него на заводе идет ровно, не взлетая и не падая, и смотреть на этого человека не смешно и не грустно. Бухгалтер Менгожевский никого не обсчитывает и никого не поражает изумительным своим трудолюбием и честностью. Надо составлять планы и сводки — составит, не надо — поедет на курорт, где давно уже ждет его жена. Мало комических эффектов обещает, кажется, и образ писателя Юлиана Скупеня, который приезжает на гвоздильный завод в поисках сюжета для пьесы, в поисках современного конфликта и после недолгих, вовсе не таких уж смешных на первый взгляд перипетий находит и сюжет и конфликт. Хочет уехать на настоящую большую работу молодой рабочий гвоздильного завода Чижик, а потом не уезжает, так как завод его стал работать лучше, принял рационализаторские предложения старого мастера Петрика.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
Все части книги.