menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Такие времена. Часть 5

Новый комедийный элемент увидел в характере директора завода Зелинского и актер Н. Светловидов. Ему незачем разоблачать своего героя, ничего дурного не делает этот милый, вежливый, порядочный человек. Он искренне рад тому, что завод перевыполнил план, он сделал для этого все от него зависящее, теперь он рад и спокоен. И вот это-то спокойствие, на первый взгляд вполне закономерное у человека, хорошо потрудившегося, становится для Светловидова лакмусовой бумажкой, изменения окраски которой показывают изменения в характере человека.

Зелинский Светловидова добродушен, спокоен, доволен, очень доволен и очень спокоен в первых сценах спектакля. У него на заводе все в порядке, старый план выполнен, новый — уже «создан» бухгалтером Менго-жевским. Дела общественные не волнуют директора. Единственное, что тревожит его, — это дела личные, ведь жена то и дело грозит одна уехать в Варшаву.

Однако чем дальше разворачивается действие, чем пристальнее вникает Зелинский в дела завода, и не только в его настоящее положение, но и в его будущие возможности, тем меньше остается у него добродушия и спокойствия по поводу дел общественных, зато тем спокойнее, тем безразличнее воспринимает он упреки и жалобы жены на скучное, «периферийное» существование. Актер очень тонко уловил это зерно комедийного элемента, этот рост и изменение характера своего героя.

Не плохим был директор вначале и не хорошим вдруг стал он потом.

Но в характере Зелинского появляется та новая черта, которая называется энтузиазмом, беспокойством. И это современное достоинство директора по контрасту оттеняет и, в конце концов, делает смешными его достоинства вчерашние — холодную порядочность, спокойное трудолюбие, равнодушную работоспособность.

Режиссуре и актеру, для того чтобы усилить этот верно найденный комедийный элемент, быть может, стоило отказаться от излишне сложных психологических мотивировок поведения Зелинского, оправданий каждого его слова, каждого жеста. Легкость комедийного диалога, живость смены настроений, блеск остроумия — все, что в полной мере присутствовало в исполнении Зеркаловой, ушло у Светловидова, все получалось гораздо тяжелее.

Отсутствие острого, блестящего ритма комедии особенно чувствовалось в образе писателя Скупеня, которого играл И. Любезнов. Текст роли Ску-пеня остроумен и смешон, комично самое положение писателя, приехавшего изучать жизнь с заранее заготовленной схемой, но актер не использовал этого. Смущенный серьезностью профессии своего героя, он испугался комизма и сделал Скупеня скучноватым и равнодушным наблюдателем чужих страстей, чужих дел, чужих то веселых, то грустных переживаний. Любезнов и режиссер спектакля Волков не нашли Скупеню настоящего места в развитии действия, не связали его появление с переменами в характере Зелинского, с переменами на самом гвоздильном заводе. Проглядев комические черты в образе Скупеня, актер не сумел создать интересного, своеобразного, конкретного характера, не получилось и обобщения.

Для Малого театра характерно смелое и активное выдвижение молодежи, бережное воспитание новой творческой смены. И в комедии «Такие времена» две роли из семи поручены молодым актерам — В. Архангельской, которая сыграла секретаря директора Элю, и В. Коршунову, исполнившему роль рабочего Чижика. В исполнении этих ролей есть и молодой задор, и живая, искренняя веселость, и яркая жизнерадостность.

Обратившись к комедии Юрандота, Малый театр рассказал веселую и поучительную историю о жизни расцветающей, изменяющейся, совершенствующейся с каждым днем.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
Все части книги.