menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Такие времена. Часть 3

Можно было, не заметив того нового, что заложено в пьесе, насильно притянуть ее конфликт к разряду обычных комедийных конфликтов, когда директор — фигура отрицательная, так как не хочет перевыполнять план до бесконечности, столь же отрицателен писатель, приезжающий на завод с готовой схемой пьесы, и венчает этот лагерь жена директора — мещанка, которая, как давно известно по другим пьесам, хочет обязательно жить в столице, носить модные шляпки и занята тем, что отрывает мужа от коллектива. Им противопоставлены хорошие люди — рабочие Петрика, Чижик и секретарша Эля, которая помогает рабочим-рационализаторам пробиться к директору-бюрократу.

Малый театр не пошел ни одним из этих путей. Актеры и режиссура увидели в комедии Юрандота как раз те новые черты комедийного конфликта, то особое современное ощущение жизни, которые отличают это произведение.

В спектакле зритель встретился не только с прекрасными актерами, но и с интересным, талантливым режиссером, понимающим комедийность не как нечто неизменное, сложившееся, но как изменяющуюся, наполняющуюся новым содержанием форму искусства, неразрывно связанного с жизнью.

Наиболее запоминающийся образ в этом спектакле был создан Д. Зеркаловой, выступившей в роли жены директора Станислава Зелинского — панны Дороты.

Зеркалова — многогранный, остро чувствующий самые разные проявления жизни художник. Ей одинаково доступны драматические, сложные стороны действительности, раскрыть которые можно только путем глубокого психологического анализа, и смешное, комическое, что увидеть, понять и передать могут только люди светлой души и радостного мироощущения. Солнечный человек нового мира Анка из «Поэмы о топоре» Погодина и сломленная страшным укладом старой жизни Наталья из «Вассы Желез-новой» Горького, трагическая Евгения Гранде Бальзака и лицемерная ханжа Глафира из «Волков и овец» Островского, несгибаемая революционерка Оксана из «Гибели эскадры» Корнейчука и маленькая цветочница Элиза Дулитл из «Пигмалиона» Шоу — роли самые различные. Но искусство Зеркаловой всегда удивительно жизнерадостно, солнечно в своей основе, она щедро дарит людей красотой человеческого сердца даже там, где красота эта глубоко спрятана под уродливыми напластованиями несправедливой жизни. Талант Зеркаловой сочетает в себе большой гражданский темперамент, глубоко свойственный всему коллективу Малого театра, с острым взглядом художника на характер, на образ, в который он сегодня перевоплощается.

Сочетание высокой эмоциональности с определенностью идейной трактовки характера и жизненных позиций героя придает искусству Зеркаловой неповторимое творческое своеобразие, ясность и четкость, которые всегда отличают прогрессивного современного художника.

Заразительная эмоциональность актрисы, идейная четкость ее искусства сразу же увлекают, глубоко радуют и в роли панны Дороты.

Сколько видели мы на сцене жен-мещанок, уродливо раскрашенных, сыплющих глупостями, в нелепых шляпках, с неизбежными мехами и фальшивыми драгоценностями. Понять или хотя бы догадаться, почему эти странные, отвратительные куклы имеют такую магическую власть над своими мужьями, — обычно бывает невозможно. В созданиях этих на нашей сцене обычно нет ни малейшей женской привлекательности, ни обаяния, которое может встречаться даже у мещанок, не желающих жить на периферии и рвущихся в столицу.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
Все части книги.