menu-options

Эм. Двинский "Уголок имени В.Л. Дурова" (1970 год) (Часть 17)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16

 

 

ОЗОРНОЙ КОНЦЕРТ

 

уголок дедушки ДуроваПлавал советский моряк у берегов Западной Африки и привез с собой на Родину молодую обезьяну из породы собакоголовых бабуинов. Жила она сначала в семье москвичей и забавляла всех смешными выходками. Но очень скоро выяснилось, что африканский житель не очень подходящий сосед в условиях московской квартиры. К тому же бабуины – обезьяны крупные, заморский гость быстро рос, рвал обои, бил посуду, прыгал по шторам, совершал гимнастические упражнения на люстре... Все это и побудило хозяина подарить обезьяну Уголку Дурова.
Бабуин получил имя Лютика и стал наследником двух популярных в свое время артистов Театра зверей – тоже африканских бабуинов Банана и Мики.
Мики был блестящий гимнаст, отлично работал на турнике, переворачивался на руках, делал сальто в воздухе, висел вниз головой, прекрасно исполнял роли футбольного вратаря, велосипедиста и многие другие.
Этот разносторонний артист отличался смелостью, ловкостью огромной и огромной силой. Если у Мики возникало желание погулять на воле, ему ничего не стоило сломать замок на дверях клетки. Даже два замка не могли удержать его: бабуин просовывал наружу свои могучие передние лапы, отрывал замки, выскакивал наружу и мигом забирался на дерево. Там он чувствовал себя недосягаемым.
Однажды Мики очутился на улице Дурова и стал бегать по трамвайным рельсам. Вожатый заметил обезьяну и замедлил ход. Мики воспользовался этим и вскочил в вагон. Перепуганные пассажиры подняли крик. Мики тоже испугался и выскочил обратно на улицу. Увидев поддающего Створу, он бросился к нему искать спасения.
Обезьяна очень любила своего дрессировщика, разрешала ему заходить к ней в клетку, играла с ним.
уголок дедушки Дурова У нас был один верный способ поймать Мики, когда он убегал, - рассказывает Створа. – Под деревом, на котором он сидел, сотрудники Уголка разыгрывали сценку, будто нападают на меня. Я боролся с ними и кричал: «Мики! Мики!»
Бабуин никогда не оставлял меня в беде. В два-три прыжка он перелетал с верхних веток на нижние, спускался на землю и спешил мне на помощь. Тут-то он и попадался. Только моим «противникам» приходилось не зевать и заранее спасаться бегством – попасть в такую минуту в лапы Мики было довольно рискованно.
Лютика пока не освоила всех трюков своих предшественников, однако она проявляет большие способности. Kapeл Створа не сомневается, что молодой бабуин научится ловить футбольный мяч, ездить на велосипеде, освоит турник. Но и сегодня Лютика уже выступает в Театре зверей как первоклассная «звезда» обезьяньей труппы.
На сцене – обстановка обычной комнаты. Посредине стоит небольшой стол, за ним шкаф с посудой и одеждой, здесь же вешалка, холодильник и деревянная кроватка, застеленная одеялом.
Перед зрителями появляется дрессировщик Створа с Лютикой на руках. В лапах у Лютики любимая игрушка – резиновая кукла. Створ сажает обезьяну за стол и говорит:
– Лютика, ты посиди здесь, не балуйся, а я принесу тебе интересную книжку.
Бабуин очень послушен, он сидит не шелохнувшись... Но только до тех пор, пока дрессировщик на сцене. Едва он скрывается за кулисами, Лютика одним прыжком оказывается у холодильника, распахивает дверцу и быстро вынимает одну кастрюльку за другой.
Дети в зале весело смеются над проделками озорницы. А обезьянка настороже, она следит, не идет ли Створа. Вот он появился – и Лютика уже за столом, она снова образец послушания.
Учитель подает ей толстую книгу. Ученица «читает», переворачивая по сотне страниц, а когда Створа просит читать более внимательно, обезьяна перелистывает книгу от конца к началу.
В зрительном зале стоит веселый гул. Детям очень нравится ученая обезьяна.
– А теперь давай поиграем с мячиками.
Обезьяна прыгает на шкаф, Створа бросает ей разноцветные мячи. Мячей много, они летят один за другим, но Лютика не упускает ни одного, все попадают прямо в ее темные ладошки. Вот только куда девать пойманные мячи? Она их складывает между коленями, те скатываются на пол, и когда игра кончается, у бедной обезьяны не остается ничего.
Следующий номер – обезьяний обед. Створа сервирует стол вполЛ по-человечески: накрывает скатерть, ставит тарелку, чашку с блюдцем кладет ложку. Вокруг шеи Лютики повязывается салфетка. Перед нами весьма благовоспитанная обезьяна.
Она ест ложкой молочный суп. Все идет честь по чести. Лютика аккуратно опускает ложку в тарелку, зачерпывает жидкость и старательно несет ложку ко рту. Правда, часть супа по дороге проливается но все же видно, что зверь уголок дедушки Дуровастарается не ударить лицом в грязь. Однако так продолжается недолго. Лютика вдруг бросает ложку на пол и, склонив голову к тарелке, лакает из нее, как собака.
– Нехорошо так кушать. Надо есть ложкой,– говорит Створа и кладет ложку на стол.
Обезьяна тут же снова швыряет ее на пол. Дрессировщик опять и опять поднимает ложку, а Лютика упрямо бросает ее прочь. Маленький звереныш воюет со взрослым человеком!
Дети хохочут, их забавляют гримасы и воинственные жесты Лютики. Ее поведение так похоже на действия расшалившегося ребенка, так знакомо малышам, сидящим в зале! Они не замечают, что Створа подает обезьяне ложку, перевернув ее. Такое положение ложки и есть условный сигнал, вызывающий «враждебные» поступки животного. Если Створа положит ложку как следует, Лютика будет спокойно доедать суп ложкой. Но прекращение ссоры не входит в программу выступления, и дело кончается тем, что обезьяна вместе с ложкой бросает на пол и тарелку.
Этот же номер когда-то выполнял Жако. Там была другая забавная сценка: обезьяна ела за одним столом вместе со своим другом собакой Чернушкой. Дрессировщик нарочно клал в тарелку Чернушки какое-нибудь лакомство, соблазнительное для Жако. Жако, конечно, хватал его, а Створа произносил в зал назидание для маленьких зрителем
– Нехорошо лезть в чужую тарелку.
Но Чернушке надоело терпеть бесцеремонное поведение Жако - и однажды она тявкнула на него. Бабуин немедленно вцепился обеими лапами в шерсть собаки. Дрессировщик быстро прекратил назревавшую на сцене драку, но Чернушка с тех пор больше не желала садиться с обезьяной за один стол. Номер пришлось снять с репертуара. Во всем остальном дружба животных продолжалась.
У Лютики события на сцене развиваются иначе. После супа ей наливают из чайника чай, и она добросовестно пьет его, держа чашку обеими лапами. Когда же Створа наполняет чашку вторично, обезьяна не выдерживает и ловит текущую из носика струю сладкой жидкости прямо на лету. Тогда учитель ставит чайник на стол – и обезьяна сама льет чай в чашку.
После обеда бабуин начинает выкидывать такие номера, что дети буквально стонут от смеха. Темп действия нарастает. Створа гоняется за непослушной обезьянкой по всей сцене. Бабуин подбрасывает к потолку свою резиновую куклу, и та улетает за кулису, а когда Створа убегает за ней, Лютика уже орудует в холодильнике, разбрасывая по сцене кастрюли и миски.
Створа собирает посуду, а обезьяна вскакивает на шкаф и прыгает так, что шкаф чуть не падает, дверцы его раскрываются, и из него высыпается все содержимое.
И так повторяется несколько раз – прыжки со шкафа к холодильнику, от холодильника – на шкаф. Обезьяна вскакивает на вешалку, даже на шею дрессировщика, но в руки не дается. Погоня идет, как в ковбойском фильме. Грохочут кастрюли, летят тарелки. Ребята заливаются смехом. В зале стоит такой шум, как во время решающего футбольного матча двух мальчишеских дворовых команд. Обезьяна взбунтовалась! Она не слушается дрессировщика!
А на самом деле каждое движение обезьяны в этом сложном вихревом номере тщательно отрепетировано и выполняется точно по программе. Дрессировщик все время ведет двойную игру: словами, которые понятны зрителям, но ничего не значат для Лютики, он приказывает обезьяне совершить один поступок, а условным сигналом, не заметным для публики, заставляет ее сделать нечто противоположное. Животное бросается к холодильнику только тогда, когда Створа выходит за кулисы – это и есть сигнал. Оно прыгает на шкаф лишь в том случае, если человек поставит на шкаф резиновую куклу. Таких сигналов множество, им-то и подчиняется четверорукий артист.
уголок дедушки ДуроваОсобенный восторг у малышей вызывает сценка укладывания Лютики в постель. Обезьяна лежит смирно, голова ее на подушке, тело покрыто красным шелковым одеялом. А через мгновение – одеяло на полу, Лютика на шкафу, а шкаф ходит ходуном от ее скачков. Это снова комическое подражание шаловливому ребенку.
В конце концов Створа укладывает Лютику в коляску и увозит со сцены. Но это временная концовка: скоро Лютика будет уезжать в тележке. Она уже репетирует эту сценку с собакой, которая готовится исполнить роль лошадки.

 

МОЛОДЕЖЬ ОБЕЗЬЯНЬЕЙ ТРУППЫ

 

На смену стареющим обезьянам в Уголке всегда готовят новых «артистов». У опытного дрессировщика обезьян Створы можно видеть животных на самом различном уровне подготовки: и зрелых «мастеров сцены», и начинающих гимнастов-акробатов, делающих первые робкие шаги.
Двух симпатичных обезьянок воспитывает Анна Владимировна Дурова.
Часто Уголок получает обезьян в подарок. Мы уже рассказали об одной из них – Лютике. Так же попала в «артистки» мартышка Манюнька. Один из зрителей принес малютку и заявил, что только в «звериной академии» его любимица сможет получить приличное для обезьяны образование. Манюнька оказалась озорным зверьком и, прежде чем показывать номера, начала, как говорится, «откалывать» номера.
Прожив в Уголке несколько дней, она выскочила из клетки и забралась на дерево. Три дня Манюнька скакала по ветвям и совершала набеги на небольшой садик в соседнем доме, где лакомилась клубникой и зелеными помидорами. Хозяин садика подкараулил похитительницу и стал гнать ее. От страха она побежала на шахту строящейся линии метро, по лесам спустилась в тоннель и стала бродить там. Так мартышка провела всю ночь.
Утром на работу пришла смена. Манюнька увидела людей и побежала к ним. Но представьте себе страх человека, на которого под зуголок дедушки Дуроваемлей вдруг прыгает какое-то мохнатое длиннохвостое существо!
– Черт! Черт! – закричал рабочий.
Манюнька испугалась еще больше и убежала.
Два дня в Уголке никто не знал, куда девалась мартышка. Думали, что она уж не найдется, может быть, погибла. А Манюнька все это время блуждала под землей, испытывая голод и жажду. Как она вылезла наружу, угадать трудно, а рассказать некому. Но однажды утром мартышку к всеобщей радости вдруг снова увидели в саду Уголка. Она одиноко сидела на вершине дерева, прижавшись к его стволу, и глядела вниз коричневыми глазками, в которых всегда видна затаенная печаль. Под дерево вынесли открытую клетку с приманкой. Манюнька сразу же вошла туда – она была очень голодна.
Вторую мартышку – Джули привез в Москву негр из Судана. Возвращаясь на родину, суданец оставил обезьянку в гостинице.
Джули причинила служащим гостиницы немало хлопот. Когда откинули крышку корзинки, которая служила обезьянке постелью, Джули обрадовалась свободе и стала прыгать на уборщиц. Мартышка хотела поиграть с ними, она привыкла к людям и ждала, что ее приласкают. Но женщины испугались резвой обезьянки и начали с силой отбрасывать ее. Тогда малютка стала защищаться, кусать женщин.
Администрация гостиницы решила, что самой подходящей «скорой помощью» будет Уголок имени Дурова; позвонили сюда по телефону. Быстро приехал Створа и забрал Джули. Интересно, что мартышка надолго сохранила неприязнь к женщинам. Если кто-либо из работниц Уголка приближался к ней, мартышка всегда встречала ее воинственно, старалась ударить своей крохотной лапкой, укусить.
Совсем недавно в Уголок принесли малюсенькую обезьянку редкой породы – бесхвостый магот. Родина ее – Африка. Дрессирует ее Александр Яковлевич Гетманов, он и придумал для нее смешное имя Чуча.
Каждая новая обезьянка – всегда загадка. Выйдет из нее артистка или нет, заранее сказать невозможно. Мы уже говорили, что обезьяны очень трудно поддаются дрессировке, и нередки случаи, когда дрессировщика постигает неудача, – обезьяну приходится передавать в зоопарк.
Чуча не подвела своего учителя. В ее репертуаре уже пятнадцать номеров. Она умеет разглядывать зал в «подзорную трубу», читать Мигу, считать на счетах, играть на шарманке, на детском рояле и даже перелистывать при этом ноты. Готовит она большой номер озорницы, который исполняет Лютика. Для этого ее учат есть из тарелки ложкой, пить из кружки, шалить и баловаться.
Правда, балуется она не только на сцене, а охотно проказит и по собственной инициативе.
уголок дедушки ДуроваПосторонних Чуча не признает, даже жену своего дрессировщика Светлану Гетманову не подпускает к себе близко. Единственным своим другом она считает Александра Яковлевича, ласкается к нему, радостно встречает и даже угощает иногда своим любимым лакомством – сладкой сырковой массой.
Боится малышка морских львов – совершенно безвредных и безопасных животных. Когда Гетманов несет ее мимо бассейна, в котором плавают львы, Чуча обнимает дрессировщика всеми четырьмя своими ручками и прижимается к нему.
Зато с собакой у Чучи – мирное сосуществование. Они вместе готовят номер «Обезьяна-жокей». Чуча будет уезжать со сцены верхом.
В Уголке имени Дурова двенадцать обезьян, и все они разные. О каждой можно рассказать много интересного. Но лучше всего посмотреть на них собственными глазами. Пословица не напрасно советует: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

 

Продолжение...