menu-options

У порога великой эпохи. Часть 4.

Начало: часть 1, часть 2, часть 3

 

У ПОРОГА ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ
Нина ВЕЛЕХОВА

У порога великой эпохиАктеры Малого театра так же лично знали и лично ощущали, как загорался мост между людьми, когда наставал момент выбора пути в революции. Они мудро и поэтично играли эти роли, разрешали психологические загадки исторической драмы. Я отлично помню строгую и горестную Ирину — В. Пашенную и нервно-злого Геннадия — Степана Кузнецова, способного на все в сознании своей обреченности, многолетнюю драму их отношений, закончившуюся так страшно; М. Климова, с поразительным знанием эпохи игравшего адвоката Дубровина, сибарита, однако с профессиональным знанием дела прячущего бриллианты в батон белого хлеба. Психология русского интеллигента, того, который только на словах был демократичен и смел — как она ожила в этой фигуре! А актер Стриженов, при всей своей былой пустоте, находил интерес в новой театральной жизни; играл его Вс. Аксенов и, конечно, списал образ с натуры. Актеры не интуитивно, не приблизительно строили образы своих героев. Основная философская тематика, которая приходит в Малый театр в крупнейших современных пьесах раннего периода, может быть определена как разрыв старых связей в сознании человека во имя образования нового единства его сознания. Поиски, которые имеют целью самоутверждение личности не в одиночестве, но в единении личного с неличным внешним миром; отстаивание новых отношений, нового положения человека в обществе. Но жизнь требовала и прямого утверждения общественных идеалов и цели человеческого бытия. Облик и характер современника требовал многоаспектного метода. Драматургия крепла, Малый театр расширял круг своих авторов.

После «Бойцов» Б. Ромашова театр поставил «Скутаревского» Л. Леонова. Конфликт здесь решается трагично: пропасть разделяет отца и сына Скутаревских.

Леонид Леонов, знающий народную психологию, глубоко проникающий в общественную и общенациональную сущность жизни своей страны, показал путь человека из низов, из ремесленных кругов, к самым вершинам науки. Таков был его Скутаревский. Пьеса во многом была пьесой предвидения, просматриванием в будущее. Скутаревский — и таким его играл Н. Рыбников — сочетал в себе талантливый острый мозг и душу, свободную от мещанства, не подверженную соблазну застоя.

Попутно скажу, что мирок мещанских душ был великолепно изображен А. Яблочкиной, С. Межинским и М. Климовым. В новый мир надо было идти, по мысли этой пьесы, с чистым сердцем и стоической выдержкой. Скутаревский был из тех людей, которые не оборачиваются назад, не бросают взятой ноши. Такова была одна из важнейших тем времени, одна из главных особенностей развития нравственной жизни личности: развитие проверялось камертоном социальной цели, общей цели.

Рядом со Скутаревским вставал Черимов — молодой ученый, коммунист; это было отражением реальности: новое поколение шло на смену старым кадрам. Образ Черимова, созданный Н. Анненковым, был одной из первых разведок в создании образа современника.

Ко времени начала войны драматургия уже успела отойти от тем борьбы, войны и смерти; подвижнический труд, подвиг в каждодневной работе советского человека насыщали драматургическую ситуацию; преобладала бытовая драма; этика и мировоззрение человека проверялись в логике его каждодневного самовыявления.

 

Продолжение: часть 5часть 6часть 7часть 8часть 9