menu-options

У порога великой эпохи. Часть 9.

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8

 

У ПОРОГА ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ
Нина ВЕЛЕХОВА

Сейчас мы работаем над пьесами «Русские люди» К. Симонова, «Мезозойская история» Р. Ибрагимбекова, «Вечерний свет» А. Арбузова. Тридцатилетию Победы нашего народе над фашизмом в Великой Отечественной войне посвящаем мы спектакль о русские людях, об их легендарном мужестве, силе духа, ни с чем не сравнимой глубокой и верной любви к своей Отчизне. Об этом — «Русские люди». А две другие пьесы, при всей эстетической неповторимости каждой из них, как бы пронизывает свет одной общей проблемы — «человек и его дело», проблемы, имеющей множество ракурсов и граней.

Активно ждем новых пьес от «своих» авторов — В. Белова, Ф. Абрамова, Б. Васильева, И. Друцэ, которые, надеюсь, и поставим в ближайшее время.

Завтра Малого театра. Верю, что оно чревато новыми прекрасными свершениями актеров всех поколений. Но все чаще и чаще я думаю о создании студии. Она необходима Малому. Именно студия, а не только филиал как еще одна сценическая площадка для «проката» спектаклей. Студию при Малом пора создавать не потому, что это сейчас модно, а потому, что это — один из надежных, испытанных путей художественного эксперимента, поиска и выявления новых крупных актерских и режиссерских талантов. Одно дело, когда молодые актеры и режиссеры по одному, по двое вливаются в труппу Малого театра. Тут и затеряться нетрудно — ведь труппа-то громадная, здесь гораздо труднее вовремя, с первых шагов выявить свое дарование, свои творческие возможности. Студийная атмосфера, условия работы предполагают и необходимый простор и свободу, и почти неограниченные возможности творческого раскрытия индивидуальности актера и режиссера. Студия — это путь к обновлению, необходимому для любого творческого организма. Она должна и будет влиять и на развитие драматургии, привлекать к себе ее свежие, молодые силы; должна и будет влиять на весь творческий процесс театра.

Каждый год в начале лета Училище имени М. С. Щепкина при Малом театре выпускает 20—30 молодых актеров. Их судьбы бывают различны, и меня не перестает тревожить мысль о том, что мы все-таки мало делаем для их оптимального решения. В самом деле — не разумнее ли было бы проводить наборы в училище не ежегодно, а раз в два-три года, выпускников же не сразу кидать поодиночке в житейское и театральное море, а дать им возможность всем курсом поработать уже как театру-студии два-три года в Москве при Малом театре. За это время они создали бы репертуар и могли бы затем составить основу, костяк труппы в любом, вновь открывающемся театре. Вероятно, это принесло бы значительный художественный эффект.

Заботясь о завтрашнем дне Малого театра, мы создали группу режиссеров-стажеров. После стажировки они уедут в родные театры, но, может быть, кто-то из них и останется в Малом, станет нашей сменой. Это тоже, ох, какая сложная проблема — проблема молодой режиссуры, от которой в огромной степени зависит наше завтра.

Завтра Малого театра — залог его успехов — в преемственности дня нынешнего и грядущего. И — в нашей неутомимости. Каждый из нас, вслед за М. С. Щепкиным, должен иметь право сказать, что действовал неутомимо и перед искусством прав.