menu-options

У порога великой эпохи. Часть 5.

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4

 

У ПОРОГА ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ
Нина ВЕЛЕХОВА

У порога великой эпохиНо, мысля о каждодневном бытии человеке, драматург видел в нем не скучающего обывателя, не эгоиста, занятого собой, не мещанине, отгородившего свою душу от высоких волнений и тревог. Конечно, в сложном кипении жизни были и тревоги и драмы, проходили перед нашими взглядами мерзавцы и преступники. Сатира и комедия выводили их на яркий свет; острая и проницательная мысль А. Корнейчука привела на сцену Малого театра Долгоносика из комедии «В степях Украины»; Виктор Гусев в своей поэтической «Славе» с горечью констатировал пережитки себялюбия и эгоизма; однако центром внимания и надежды оставалась чистая и полная преданность высокой идее жизни; ее общественной форме, какой является общество социализма. Художник верит в народ, в его мужество, честность, в доверие людей друг другу. И не случайно перед самой войной в драматургию приходят образы легендарных народных героев, отдающих свою жизнь защите Родины. И закономерен при этом взгляд на наше революционное прошлое. Речь идет о монументальной пьесе К. Тренева «На берегу Невы», где впервые в истории Малого театра на сцене появляется образ В. И. Ленина. И через короткий промежуток, в 1939 году, почти как предчувствие или предвидение героизма народа в будущих исторических боях, Малый театр ставит трагедию А. Корнейчука «Богдан Хмельницкий». Мощные образы, написанные яркой кистью, дают богатый материал актерам; романтическое начало в творчестве театра получает живое питание.

Естественно, что романтика и героика, поэзия и правда борьбы приходят на сцену в военные годы. Одним из первых И. Су деков ставит «Фронт» Корнейчука. Снова выходят на сцену Малого театра неповторимые в своем народном характере, в соединении смеха и горя его же Чеснок и Галушка (И. Ильинский и А. Зражевский) — герои «В степях Украины», а теперь герои народной драмы «Партизаны в степях Украины».

«Нашествие» было одной из крупнейших психологических трагедий. Человек, его взгляды и позиция проверялись его готовностью отдать во имя Родины все силы, «а если понадобится, то и жизнь». Эти слова Павла Корчагина могут быть применены ко многим героям советской драматургии; Федор, герой «Нашествия», по ним построил конец своего жизненного пути. Подвиг, на который он идет, доказывает полную и неразрывную его связь с Родиной; и хотя вся предыдущая жизнь этого человека могла дать основание сомневаться в его единстве с обществом, он без малейшего колебания вступает на путь партизанской борьбы против оккупантов. Сильнейшая коллизия этой драмы приходится на долю матери и отца Федора. Им дано право опознать сына, который выдает себя за коммуниста Колесникова. Но оба они видят, что Федор не хочет этого, что в этом добровольно принятом на себя имени командира отряда партизан —- его утверждение. Федор знает, что спасает настоящего Колесникова и что тот завтра же продолжит партизанскую войну, как бы доказывая этим бессмертие народных мстителей. И родители понимают величие духа Федора: они подтверждают взятое им имя как его собственное.

 

Продолжение: часть 6часть 7часть 8часть 9