menu-options

Театр «революционного» шторма. Часть 6

Театр МоссоветаРанее: 1, 2, 3, 4, 5.
 

Сложнее обстояло дело с героем «Парижа» — Сальва. Жалкий, беспомощный бунтарь, неудачно бросивший в минуту отчаяния бомбу в дом банкира Дювильяра и казненный за это,— таким он и остался в спектакле. Театр не смог, вопреки роману, выявить классовую, социальную сущность поведения Сальва. Но в спектакле были яркие сатирические зарисовки паразитирующей буржуазии. В роли барона Лювильяра щедро проявился комедийный талант Л. М. Дорошевича.
Спектакли живо принимались зрителями. О «Казни Сальва» критик журнала «Зрелища» писал: «Посмотрите, как она принимается в рабочих районах, в пролетарских клубах, в Университете трудящихся Востока и т. д. Послушайте ту горячую дискуссию, которую она зажигает всякий раз «по существу», и тогда станет ясным, что свое назначение она успешно выполняет. А много ли таких пьес ставится в районах?».
К рецензенту «Зрелищ» присоединялся критик «Известий»; «Давно не помню, чтобы меня так будоражило происходящее на сцене, как в этот вечер, когда я смотрел эту мелодраму (элементарно грамотно разыгрываемую)». Отмечая резкое отличие постановки от той халтуры, которая совсем недавно господствовала на сценах рабочих клубов, критик газеты «Труд» подчеркивал: «Пьеса ценна своей картинной характеристикой социальных групп Франции. Гниение и распад капиталистического общества, чующего свою грядущую гибель, но глушащего это в своем сознании всеми мерами, показаны в цепи ярких эпизодов, в галерее типических образов. Перед зрителем проходят: умный и твердый вожак-капиталист, продажные представители «демократии» в парламенте и прессе, буржуазная юстиция, буржуазная семья, брак, любовь и пр.».
Пьеса Д. Голсуорси «Борьба», рассказывающая о забастовке английских рабочих, не подверглась столь сильной переработке. Однако в ней также был изменен соглашательский, компромиссный финал. Ставя «Севильского цирюльника» Бомарше, режиссура уделила большое внимание введенным интермедиям — своего рода агитфельетонам на темы дня, преимущественно антирелигиозного содержания.
Группа выполняла любые задания. К 1 мая 1923 года решено было показать веселую программу из инсценировок, басен, частушек, шуток и пародий, кроме того, устроить в Колонном зале Дома Союзов вечер живой газеты. Примерно к этому же времени, обсудив деятельность труппы культотдела, Президиум МГСПС отметил ее большие достижения. В помощь театру МГСПС было мобилизовано печатное слово — признано необходимым издание специального журнала «Рабочий зритель». Журнал обязан был не только популяризировать новый театр
(16) МГСПС, но и отражать отношение организованного рабочего зрителя к другим государственным театрам. Вокруг журнала сгруппировался кружок теарабкоров.
Из 353 спектаклей, сыгранных за первый сезон, 264 были показаны в районах, в фабрично-заводских клубах. В большинстве своем они были целевыми, то есть билеты полностью закупались фабриками и заводами. Их просмотрело около 300 тысяч зрителей. Кроме того, театр провел в клубах и на предприятиях 223 доклада и 58 дискуссий, в основном на общественно-политические темы. Театральная группа МГСПС оказывала также помощь рабочей самодеятельности.
В 1924 году по ходатайству Президиума МГСПС Народный Комиссариат по просвещению закрепил за труппой для двух спектаклей в неделю помещение бывшего театра К. Н. Незлобина на Театральной площади, затем — зимний театр сада «Эрмитаж». А через несколько месяцев произошло слияние труппы театра МГСПС с большой группой работников театра бывшего Корша. Театр МГСПС стал быстро пополняться новыми актерами, художниками, режиссерами.
Казалось бы, перед молодым коллективом открылись самые широкие возможности плодотворного роста и развития. Но поначалу эти серьезные организационные перемены чуть было не загубили дело создания рабочего театра, передового советского театрального коллектива;
С. И. Прокофьева увлекли открывшиеся перспективы. Ему захотелось привлечь как можно больше крупных мастеров, ярких творческих индивидуальностей. Он мечтал уже не об одном, а о нескольких рабочих театрах разных жанров, объединенных под общим названием театра МГСПС. За короткое время в театр пришла большая группа актеров, отдавшая немало сил его формированию,— Г. И. Ковров, А. Г. Крамов, В. В. Ванин, Н. В. Княгининская, А. Н. Андреев, Н, П. Темяков, М. Н. Розен-Санин, Т. С. Оганезова, а также режиссер Е. О. Любимов-Ланской. В труппу вступили Н. М. Радин, С. Л. Кузнецов, И. Н. Певцов, В. Н. Попова, Е. М. Шатрова, И. А. Калантар. Для участия в отдельных спектаклях приглашались М. Ф. Ленин, И. В. Ильинский, Б. А. Горин-Горяинов, постановки осуществляли В. М. Бебутов, В. К. Татищев и другие. С. И. Прокофьев думал о новых пополнениях, реформах, реорганизациях.


Продолжение...