menu-options

Михаил Иванович Царев. Часть 4

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
 

М. И. Царев — признанный мастер художественного слова. В его чтецком репертуаре больше всего произведений русской классической литературы, и прежде всего — поэзия. Стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Майкова, Тютчева, Есенина, Блока Царев читает в сдержанной, благородной, классической манере. Прекрасный, выразительный его голос передает все тончайшие нюансы поэтической мысли, глубину содержания, красоту формы стиха. В исполнении Царева лирическая взволнованность гармонически соединена с философской глубиной раздумий, блеск романтической иронии сменяется накалом гражданственного темперамента. Главный знаток поэзии, он хранит в памяти громадное количество стихов, многие из которых никогда не читал в большой аудитории. Обращается М. И. Царев и к прозе. Замечательной работой его на радио стало чтение глав из романов Л. Толстого «Анна Каренина» и «Война и мир».

...День за днем раздвигается торжественно-парадный занавес, и день за днем выходит на сцену Царев. Ну, может быть, не каждый день. Но, во всяком случае, часто. И кажется, ничто не изменяется в этом здании. Красный бархат кресел. Золото орнамента. Всегда прекрасное искусство. Поистине прекрасное. И живое. А следовательно, как все живое — движущееся, меняющееся, развивающееся. И не в том только для артиста дело, что в репертуар приходят новые пьесы, а с ними новые герои, что новые режиссерские голоса звучат в репетиционных комнатах. Новое приходит в актерское искусство самого Царева.

В «послужном списке» артиста за два последних десятилетия — крупнейшие роли мирового репертуара. Те, которые, казалось бы, в чем-то даже идут вразрез с нашим представлением об артисте. Роль шекспировского Макбета. Иванова из одноименной пьесы Чехова. Ростанева из «Села Степанчикова» Достоевского. В каждой из них искал Царев «свое» и в то же время новое для себя.

Царев обладает чувством современности на сцене. Свидетельство тому — интереснейшая, удивительно свежая работа над образом Маттиаса Клаузена в пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца». Можно сказать, что в этой работе артист использует все открытия современного театра, он поднимает их на особую высоту. Он умеет быть и простым, и значительным, и углубленным в раздумье, и открытым перед нами. А главное, он несет нам великую силу любви и чистоты и погибает на наших глазах, когда разрушенной оказывается эта любовь и уничтоженной поэзия человеческих отношений. Но не ограничивает артист трагедию своего героя личной драмой его. Он идет в направлении больших исторических обобщений. Ведь события пьесы происходят в Германии в 30-е годы. Образ Маттиаса Клаузена в исполнении Царева полон высокого драматизма и в то же время веры в непобедимость высоких идеалов добра и гуманизма.

Впервые роль Фамусова Царев сыграл в 1963 году. В 1975-м он вернулся к ней снова и стал, по единодушному признанию прессы и театральной общественности, замечательным ее исполнителем. Какими «свежими, нынешними очами» нужно было прочесть текст роли, как глубоко проникнуть в авторский замысел, чтобы некоторые стихи знакомой всем со школьной скамьи пьесы заиграли бы новыми красками, показались как бы совершенно неизвестными и неожиданными. Какая творческая дерзость — в разгар споров о современном и традиционном в актерском искусстве — с замечательным мастерством продемонстрировать полный набор выразительных средств славной старой русской актерской школы, доказать вечность и непреходящую ценность ее основ, остаться при этом абсолютно современным на сцене и победить, покорив сердца даже самых больших скептиков!