Неиспользованные возможности (Н. Калитин), часть 5.
Что произошло в ермоловских «Дачниках» с персонажами, которым отдает свои симпатии Горький, которые выражают положительное начало в пьесе? А. Игнатьев, играющий Власа, хорошо проводит «охватку» с «дачниками» в четвертом действии, в нем есть в этой сцене что-то от Нила, но в первых действиях в нем нет того болезненного надрыва, который объясняет паясничанье и шутовство Власа, нет ненависти, а есть просто мальчишеское балагурство. Поэтому неоправданным оказывается и его «взрыв» в последнем акте. В Марии Львовне, как ее играет Э. Кириллова, привлекает душевная красота, чуткость, внимание к людям. Но такие важные черты образа, как внутренняя сила, непримиримость, целеустремленность, актрисе передать не удалось; образ в целом решен чрезмерно камерно, почти только лирично, — не по-горьковски. М. Волкова, играющая Варвару Михайловну, сумела привлечь симпатии зрителя к своей героине, показать ее неудовлетворенность пустой и пошлой жизнью, окружающей ее. Однако внушить нам веру в возможность другого пути для своей героини актриса не смогла. Кажется, что и она способна лишь на то, чтобы жаловаться и сетовать на свою судьбу, и не веришь, что сможет она, уйдя от Басова, выдержать испытание жизнью...
Спектакль «Спутники» в большей степени свободен от тех недостатков, которые присущи «Счастью» и «Дачникам». Но все же и в нем они есть. И здесь опять-таки более яркими и выразительными оказались образы либо отрицательные, обличаемые (Супругов), либо отмеченные внутренним надломом, драматизмом (доктор Белов, Юлия Дмитриевна, Крамин). При всем актерском обаянии Ф. Корчагина и искренней вдумчивой игре, его Данилов все же не запоминается в той же степени, как Белов или Юлия Дмитриевна, и режиссура ни в чем не помогла здесь актеру. Явную ошибку совершила также режиссура, поручив роль Лены М. Волковой, решающей этот интересный и сложный образ чисто внешними приемами. Невольно напрашивается сравнение со «Счастьем», где центральную женскую роль не побоялись поручить начинающей актрисе И. Киселевой, сумевшей недостаток сценического опыта компенсировать искренностью и непосредственностью переживаний, обаянием молодости, свежестью чувства. А ведь именно этих качеств и недостает Лене в спектакле «Спутники»!
Анализируя все эти спектакли, принадлежащие вместе с названными выше постановками к лучшим работам театра, приходишь к выводу об известной односторонности и ограниченности творческого метода художественного руководства театра. При всех бесспорных удачах, ни один из спектаклей ермоловцев, посвященных современной теме, не окрашен героически; в обрисовке персонажей, несущих основную идейную нагрузку, наблюдается излишняя камерность; на первый план в большинстве спектаклей выступает обличение, а не утверждение. Повествование, а не патетика, лирика или мягкий юмор, а не героика, — вот что привлекает в первую очередь А. Лобанова как режиссера и художественного руководителя театра.
Прежде чем перейти к последним работам театра, в которых особенно ярко сказались эти особенности его режиссуры, необходимо остановиться еще на одном спектакле, во многом показательном и поучительном. Речь идет о «Невольницах» А. Островского, поставленных четыре года назад. Эта пьеса не принадлежит к числу лучших произведений великого драматурга и в дореволюционном репертуаре русского театра не занимала сколько-нибудь значительного места. И тем нe менее обращение к ней могло бы быть оправдано при условии глубокого и верного раскрытия замысла драматурга и в первую очередь ее центрального образа. В героине пьесы Евлалии немало привлекательных черт. Она не хочет мириться с пошлостью и фальшью окружающей ее среды, ее душа ищет возвышенного и красивого. Но изуродованная тепличным пансионским воспитанием, Евлалия живет в мире несбыточных иллюзий, совершенно не умеет разбираться в людях и в тридцать лет остается экзальтированной барышней. Во многом сочувствуя своей героине, Островский в то же время беспощадно высмеивает ее институтскую наивность, ее витание в облаках. Замысел драматурга был верно понят лучшими исполнительницами центральной роли. Известно, что Ермолова в (роли Евлалии сознательно отказалась от всякого драматизма, а Савина играла ее в откровенно комических тонах.
Для тех, у кого живы в памяти яркие, проникнутые тонкой иронией образы из спектакля «Бешеные деньги», поставленного Театром им. Ермоловой в 1945 году, вряд ли могло быть сомнение, что и историю наивной Евлалии, как и весь спектакль «Невольницы», А. Лобанов решит в ироническом плане. В какие-то минуты, думалось нам, он покажет героиню пьесы и трогательной и вызывающей сочувствие и жалость, но все же в целом ее поведение, ее романтические треволнения и страсти вызовут лишь улыбку зрителя. Да и как же могло быть иначе! Ведь в противном случае и в финале спектакля налицо оказалось бы не обличение, а утверждение лживой буржуазной морали, носителями которой в пьесе являются Коблов и Стыров.