menu-options

Виталий Мефодьевич Соломин

По книге "Библиотека Малого театра. Выпуск 3. Виталий СОЛОМИН"
Автор: Светлана ОВЧИННИКОВА
МОСКВА © Малый театр, 2001 г.
Ответственный редактор В.В. Подгородинский
Автор С. Овчинникова
Оформление Н. Шубина
Корректор Н. Самойлова
Фото Игоря Гневашева, М. Антипова, И. Ефимова, из Музея Малого театра


Мы встретились в радиостудии: готовилась очередная передача «Театр и жизнь», в которой выпускники разных лет и разных театральных училищ вспоминали свои студенческие годы, педагогов, репертуар, - короче, первые шаги на пути к сцене... Театральное училище имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре представлял Виталий Соломин. Артист чрезвычайно репертуарный, проработавший к тому времени в театре уже два десятилетия и сыгравший роли незаурядные, и сыгравший незаурядно...

А до училища была жизнь в далеком и не очень театральном сибирском городе Чите... Слышала как-то от замечательного режиссера Бориса Ивановича Равенских: «Генетика, наследственность... А в семье шахтеров два великих артиста родились - Николай и Лилия Гриценко. В кого?» Малому театру Чита подарила двух самых репертуарных его артистов - братьев Соломиных. Старший, Юрий, сегодня возглавляет Малый. А младший... Младший просто стал одной из самых ярких и значительных звезд этой труппы.

Но что привело Виталия именно в Щепкинское училище, и вообще - на подмостки?

«Ну, во-первых, старший брат занялся этим ремеслом. А у меня были большие сомнения: идти ли по такому пути... Я в школе серьезно занимался математикой и предполагал занятий этих не бросать... Но так случилось: приехала комиссия из Москвы набирать сибирский курс. Здесь уж сам Бог велел попробовать. Но я набрал не очень высокие баллы. Да и вообще на первом курсе учился очень тяжело, совершенно не понимал - чем там люди занимаются. Когда приедешь из Сибири, с нормального воздуха, с нормальной психикой - все, что видишь и делаешь в театральном училище, кажется очень странным». Все участники передачи, и это поразило, помнили тот репертуар, с которым проходили три трудных отборочных тура в театральный институт. Помнил и Соломин, тут же, с ходу, просто и обаятельно не задекламировавший - зарассказывавший:

Нет, ребята, я не гордый.
Не заглядывая в даль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль...

Он рассказывал Теркина.

А я вспоминала его Швандю в «Любови Яровой» - лихого матросика, с каким-то особым обаянием и шиком строившего и преодолевавшего баррикады... В том спектакле, поставленном Петром Фоменко, главным героем, персонажем-открытием стал неожиданно интеллигентный и трагический Кошкин. «Самоигральная» роль Шванди словно отошла на второй план. Но победительное обаяние Соломина возвращало ее на первый. Его Швандя был Теркиным восемнадцатого года...

Николай Александрович Анненков обладал уникальной педагогической интуицией. На том - первом - курсе, который он набрал, вместе с Виталием учились Олег Даль, Виктор Павлов, Михаил Кононов, Ярослав Барышев... Только в Малый театр было приглашено семь выпускников - случай редчайший.

 

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.
 

Отзывы