menu-options

Виталий Соломин. Часть 8

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.
 

«Дядя Ваня» - один из самых любимых мною, как зрителем и как театроведом, спектаклей в сегодняшнем репертуаре Малого. Другой, идущий в филиале театра, - «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина. Который поставлен Виталием Соломиным. Он и играет здесь заглавную роль. Между Астровым и Кречинским прошло 4 года...

«За сорок лет я не так много сыграл. У меня часто были большие перерывы: от роли до роли проходит год, два, три, пять...»

Соломин сочинил мюзикл по мотивам пьесы. Вернее, сочинил композитор А. Колкер на либретто К. Рыжова. Но и режиссер много придумал в спектакле, и придумал лихо.

«Свадьба Кречинского» - спектакль-феерия, спектакль-праздник, спектакль-чертовщина, спектакль - торжество лицедейства. Он блистательно поставлен В. Соломиным и блистательно оформлен Ю. Хариковым.

Соломин здесь поет, танцует, садится - в свои-то шестьдесят! - на шпагат, и, главное, играет со страстью и болью Михаила Васильевича Кречинского.

Аристократа, игрока, человека, страдающего только одним комплексом - абсолютной полноценности и обладающего гипертрофированным чувством самости. Ему позволено больше, чем остальным. Из-за чего, естественно, мучаются все окружающие. Он - король! Он первый, победитель! У него всегда все получалось - здесь, в спектакле, произошла первая «осечка», но и из нее Кречинский выберется...

Но Соломин не был бы Соломиным, если бы не дал своему герою хоть секунду раскаяния...

«Я вообще только интуиции доверяю. Не анализу, разбору. Иду не от ума. В принципе я все могу разобрать. У меня есть такие способности: могу жизненную ситуацию разобрать как пьесу. И это будет достаточно грамотно. Но это как бы не открывает тебя самого. В этом есть какие-то шоры, какие-то тормоза. То, что от ума, то не нараспашку, не от всего сердца. А когда владеешь интуицией, когда рискуешь доверять себе, не утруждаешь себя копанием и объяснением «почему», а просто вот так чувствуешь, то это правильно. И вполне надежно. А «как надо» может прийти во сне. Или вдруг услышит-ся, почувствуется наяву. У меня постоянны такие - не озарения: слово слишком помпезное, а «посещения». Мне интуиция подсказала сделать иной роль Лидочки. И вот у Кречинского на каком-то почти подсознательном уровне есть нечто, есть эта Лидочка. Хотя он женщин не обманывал, у него другое направление: он игрок! Он выигрывает для того, чтобы тратить, чтобы быть королем!

И я сделал роль Лидочки, потому что, может быть, пусть он и не хочет об этом думать, но прошелестела она по его жизни. А без нее финал не стал бы для него таким горьким... А для него - это значит, и для зрителя... Кречинский ведь чем-то похож на автора...» Александр Васильевич Сухово-Кобылин, блестящий дворянин, образованнейший человек, был заподозрен в убийстве своей гражданской жены, француженки Симоны Диманш. Он пережил, перестрадал многолетний судебный процесс, пока не был оправдан. Пьесу «Свадьба Кречинского» дописал в тюрьме. Две последующие пьесы знаменитой трилогии - «Дело» и «Смерть Тарелкина» - это фантасмагорические инфернальные сочинения о нравах российского чиновничества, написанные в жанре трагического алогизма. Мир Сухово-Кобылина трансформируется в ирреальность. Страшную своей жестокостью, своими мистификациями.