menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 8)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7

 

Стремясь преодолеть возникшие трудности, театр пересматривает репертуарный план, включает в него новые пьесы А. Файко и А.театр маяковского 21 Глебова, посвященные существенным современным проблемам. Пополняется творческий состав: осенью 1927 года в труппу театра вошла большая группа актеров МХАТ 2-го: А. Д. Дикий, Л. А. Волков, В. П. Ключарев, Г. В. Музалевский, О. И. Пыжова, Б. В. Бибиков, Т. Д. Соловьев, Т. И. Щурупова и другие; в труппу были приняты также семнадцать молодых актеров, окончивших двухгодичный курс школы юниоров, среди них – А. П. Лукьянов, Н. М. Тер-Осипян, Г. Ф. Милляр, В. В. Бахарев.
В начале 1928 года театр показал спектакль, ставший его серьезной творческой победой. Это был «Человек с портфелем» А. Файко в постановке А. Дикого.
Файко одним из первых в советской драматургии обратился к такой общественно значительной теме, как участие интеллигенции в строительстве новой жизни. Закономерность и важность этого процесса автор раскрывал, взяв ситуацию крайне острую. Герой пьесы профессор Гранатов работает в советском научном учреждении. Он пытается добиться высокого положения, для чего, скрывая свое прошлое, убивает бывшего сообщника – контрреволюционера, толкает к самоубийству своего учителя, старого профессора Андросова. «Мне хотелось представить этакого конквистадора современности, который завоевывает для себя позиции, не останавливаясь ни перед какими мерами. Этот путь приводит его к неизбежной гибели», – писал автор.
театр маяковского 22Спектакль утверждал неизбежность краха Гранатова. Развенчивая авантюриста и карьериста, театр показывал ученых, которые честно и самоотверженно трудятся во имя советской науки. «Формально пьеса – психологическая драма, построенная на сложных и тонких психологических моментах», – отмечал Дикий. И вместе с актерами он стремился воссоздать духовный мир каждого персонажа, проследить за его внутренней жизнью, понять изнутри каждый поступок. В этом и заключалась сильнейшая сторона режиссуры Дикого.
Сдержанно и точно проводил свою сложную роль М. Лишин – он играл Гранатова. Темпераментно и ярко исполнил роль профессора Андросова Л. Волков, психологически насыщенно жила на сцене О. Пыжова в роли Ксении, жены Гранатова. Мягкие и выразительные краски нашел для образа директора института Башкирова Г. Музалевский.
Самой значительной и самой глубокой оказалась работа М. Бабановой. Она играла Гогу, четырнадцатилетнего сына Гранатова – мальчика, выросшего в эмиграции, среди озлобленных и опустошенных людей. Гога многое испытал и пережил, его чуткая и болезненная детская душа сталкивалась с жестокостью и эгоизмом, он познал горестное разочарование в отце, он перенес смерть матери. С удивительным проникновением в глубины детской психологии воссоздавала актриса изломанный, искалеченный внутренний мир подростка, его стремление скрыть от окружающих свою боль и его страстное желание откликнуться на ласку. По тонкому замечанию одного из критиков, судорожное биение этого трепетного сердца, казалось, ощущал весь зал.театр маяковского 23
Вскоре после выхода спектакля Алексей Дикий писал: «Разве это не победа, что в спектакле «Человек с портфелем» все грани разных направлений стерты и на сцене живые люди. В этом спектакле кто может различить, где кончается школа МХАТ и начинается мейерхольдовская (или то, что считается ею). По этой работе я увидел силу коллектива актеров Театра Революции в его желании постичь, преодолеть и сделать своей культуру Московского Художественного театра».
Точно так же, воспитанники мхатовской школы, пришедшие в Театр Революции, многое восприняли у своих новых товарищей и вместе с ними стремились к четкости социальной характеристики образа, активному действенному началу, ярко выявленной внешней динамике.
Первым новым спектаклем сезона 1928/29 года был спектакль «Гоп-ля, мы живем!» Э. Толлера в постановке В. Федорова. Новая пьеса несла в себе сложные, противоречивые и тревожные настроения, которыми была охвачена в конце 20-х годов Германия. С большой обличительной силой изобразил автор буржуазию, торжествующую по случаю поражения революции, социал-демократических лидеров, с готовностью занявших министерские кресла, офицеров, мечтающих о реванше, и лавочников, готовых стать солдатами. На Германию грозно и стремительно надвигалась тень фашизма. Подобно герою пьесы Карлу Томасу, революционеру, участнику уличных боев, проведшему несколько лет в тюрьме, сам писатель испытывал разочарование, горечь и страх. Не выдержав зрелища торжествующей реакции, Томас в отчаянии стреляется.
Разделяя гнев и сарказм автора, театр не соглашался с его пессимистическими выводами, с его неверием в будущее. На сцене театра Карл Томас оставлял неизрасходованной последнюю пулю, он верил в жизнь, он оставался жить, и в ответ на самодовольное гоготание сытых бюргеров «Гоп-ля, мы живем!» он твердо и уверенно произносил: «Мы живем!» В этой импровизационной концовке сказалось желание театра наполнить пьесу боевым оптимизмом – ведь в эти дни с газетных страниц неслись страстные призывы Эрнста Тельмана, а на улицах Москвы звучали песни актера-антифашиста Буша.

 

Продолжение: часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27