menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 22)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21

 

А главное – была Елизавета – Ю. Глизер, характер шиллеровского трагического величия и шекспировской психологическойтеатр Маяковского 62 сложности. Погрузившись в изучение литературных и иконографических материалов, актриса заметила, что «шиллеровская Елизавета не совпадает с Елизаветой исторической». И она решает «прокорректировать» образ королевы Елизаветы – мотивы ее жестоких действий она ищет прежде всего в сфере государственной политики. Глизер ни в чем не идеализирует Елизавету Английскую – в ее прочтении она деспотична, подозрительна, коварна. Она воплощает в себе все худшее, что заключено в единовластии. И вместе с тем Глизер не отказывается от сложности и противоречивости характера Елизаветы, где сильный ум сочетается с чувственностью, а нерешительность с жестокой непреклонностью. По замечанию критика А. Эфроса, «Глизер сыграла Шиллера по-шекспировски». Глизер находила точные психологические переходы для самых резких и неожиданных поступков своей героини, наполняла движение ее характера глубокими внутренними мотивировками. Как это ни парадоксально, но на шиллеровском материале стал особенно очевиден острый психологизм искусства Глизер. «Не «Мария Стюарт», а «Елизавета Тюдор» – так можно назвать этот спектакль», – писал С. Эйзенштейн.
Ощущением радости жизни, молодости, бодрости был проникнут спектакль «Весна в Москве». Бывший студиец школы юниоров Виктор Гусев, ставший к концу 30-х годов известным поэтом, принес в драматургию свою интонацию – добрую, лирическую, жизнерадостную. В его пьесах жили хорошие люди, они делали важные дела, совершали подвиги, но их никогда не покидали улыбка и шутка.
Внимание режиссера В. Власова привлекли не перипетии взаимоотношений аспирантки Нади театр Маяковского 63Ковровой и молодого ученого Гаранина, а то оптимистическое ощущение бытия, которое жило в стихах. Его передавали и актеры, и веселые песни «трех соловьев», трех студентов-менестрелей (музыка Н. Богословского сразу завоевала широкую популярность), и любовно воспроизведенные художником М. Варпехом пейзажи новой Москвы, и стремительный, праздничный ритм театрального представления. Но более всего это жизнерадостное ощущение жило в обаятельных, веселых, отзывчивых героях спектакля – в Яше и Кате, с молодым задором сыгранных Б. Толмазовым и Т. Карповой, в умном и добром Крылове, акварельно нарисованном Д. Орловым, и, конечно, в резкой и волевой Наде – ее с внутренним тактом и артистичностью играла М. Волкова, в порывистом Гаранине – А. Ханове. Остроумно, не жалея комедийных красок, вышучивали своих незадачливых героев И. Агейченков и Н. Тер-Осипян.
В спектакле были, возможно, художественные издержки. Но зрители как будто их не замечали – в зале звучали аплодисменты, раздавались взрывы смеха.
Премьера «Весны в Москве» состоялась в мае 1941 года – в последнюю предвоенную весну.

6.

Война застала Театр Революции на гастролях в Пятигорске. Гастроли были немедленно прерваны, и уже в первой половине июля театр начал выступления в Москве.
Жизнь страны перестраивалась на военный лад, перестраивали свою работу и театры. Каждый творческий коллектив создавал бригады для обслуживания воинских частей, призывных пунктов, госпиталей. Используя опыт агиттеатров эпохи гражданской войны, эти бригады включали в репертуар произведения малых форм – сценки, скетчи, частушки, пародии. Артисты Театра Революции подготовили монтаж спектакля «Первая Конная».театр Маяковского 64
В августе бригады московских театров выезжают на фронт. При Всероссийском театральном обществе создается несколько фронтовых бригад – впоследствии из этих бригад формируются фронтовые театры.
С первых дней войны во всех театрах развернулось военное обучение. В Театре Революции тоже была создана оборонная команда в составе шести подразделений. Актеры театра Б. Григорьян, С. Шумов, П. Нековырин, В. Подчасов, Э. Рутштейн, И. Чемодуров ушли на фронт и пали смертью героев. Их товарищи по сцене В. Барков, В. Латышевский, П. Терновский, Д. Вурос, В. Розов, В. Енютина прошли немало километров по дорогам войны и с оружием в руках сражались против врага.
23 сентября в Театре Революции шел спектакль «Весна в Москве». Перед началом последней картины была объявлена воздушная тревога. Зрителей попросили спуститься в бомбоубежище, которое было оборудовано как фойе. Вскоре сюда пришли и участники спектакля – они решили доиграть последнюю картину. Под залпы зениток в маленьком тесном подвале, в полуметре от зрителей без декораций, без реквизита артисты играли лирическую комедию о любви, о весне, о Москве...
Репертуарные планы театров были пересмотрены. Театр Революции оставил в репертуаре только две из намеченных пьес – «Ключи Берлина» М. Гуса и К. Финна и «Питомцы славы» А. Гладкова. Работа над ними протекала интенсивно: уже 16 сентября 1941 года состоялась премьера спектакля «Ключи Берлина» – это была одна из первых московских премьер военного времени.

 

Продолжение: часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27