menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 18)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17

 

В заключительной сцене Штраух произносил подлинный текст выступления Ленина на II съезде Советов; с большим эмоциональнымтеатр Маяковского 53 подъемом артист передавал ощущение торжества победы революции.
Раскрытию темы неразрывной связи Ленина с народом помогало глубокое решение образов Рыжова и Голоты. Артисту А. Плагину, в прошлом токарю Балтийского завода, Кузьма Рыжов был особенно близок – исполнитель, как и его герой, участвовал в Октябрьских боях и наполнил роль горячим чувством, неподдельной искренностью. Выразительную и достоверную фигуру Тараса Голоты создал И. Агейченков: простота и убедительность артиста, его чувство юмора органично сочетались с эпическими красками.
Резко разоблачительный образ Керенского нарисовал в спектакле М. Астангов. Актер почти пародийно сгустил в фигуре политического авантюриста его «временность», случайность, выморочность. Контрастные переходы от восторженной болтливости к мрачной подавленности, от неврастеничной взвинченности к полной депрессии были остры и откровенно сатиричны.
Уже первый общественный просмотр 5 ноября 1937 года, на который были приглашены делегаты областного совещания секретарей райкомов партии, показал, что зрители горячо воспринимают спектакль. Высокая оценка этой аудитории развеяла естественные волнения театра. Премьера, состоявшаяся в день двадцатой годовщины Октября, прошла с громадным успехом.
При появлении Штрауха в образе Ленина весь зал встал, вспыхнула овация, несколько минут артист не мог начать говорить. А затем воцарилась тишина, затаив дыхание, зрители вслушивались в каждое его слово, а в финале – снова буря аплодисментов. С каждым представлением успех нарастал. Спектакль стал событием большого общественного значения.
Спустя несколько дней в газете «Правда» была опубликована большая статья Н. К. Крупской «О пьесах, посвященных Октябрю», в которой подробно анализировались спектакли «Правда» и «Человек с ружьем». Н. К. Крупская отметила серьезные художественные достижения Б. В. Щукина и М. М. Штрауха в работе над театр Маяковского 54образом В. И. Ленина, высказала интересные замечания и пожелания, дала ряд советов.
В конце 30-х годов в репертуаре Театра Революции один за другим появились два спектакля, раскрывающие извечно живую и важную тему борьбы народа за свободу и независимость.
В феврале 1938 года театр показал пьесу классика испанской драматургии Лопе де Вега «Фуэнте овехуна». Лауренсия, девушка из деревни Фуэнте овехуна, призвавшая народ к борьбе с тиранами-феодалами, давно стала символом свободолюбивой Испании, символом смелого и непокоренного человеческого духа. Так играла Лауренсию М. Н. Ермолова, так пьесу ставил в 1919 году К. А. Марджанов, так же увидел ее Театр Революции. Здесь Лауренсию играла начинающая актриса В. Енютина. К ней можно было предъявить немало претензий, но молодосттеатр Маяковского 55ь и сильный темперамент помогли ей сыграть эту классическую роль. В спектакле отчетливо звучала героическая тема. Режиссеры О. И. Пыжова и Б. В. Бибиков нашли согласованность между тонкостью психологических мотивировок и монументальным решением героических сцен. Они сделали много, чтобы в пламенных словах Лауренсии советскому зрителю слышался голос гордой и мужественной Испании, вступившей в схватку с фашизмом.
Пьеса Г. Добржинского «Иван Болотников», премьера которой состоялась в конце 1938 года, воспроизводила некоторые эпизоды крестьянского восстания в России начала XVII века. В пьесе были отдельные яркие и исторически правдивые картины. Однако режиссеры В. Власов и В. Ключарев, по мнению критики, не отошли от традиционных представлений об историческом спектакле. И все же сквозь наслоения театральных штампов прорывались живые и свежие интонации некоторых исполнителей. Тоньше и точнее, чем это было у автора, решал образ Шуйского М. Штраух. Яркой и колоритной фигурой представал Телятевский в исполнении О. Абдулова. Выразительно играл Шаховского Г. Кириллов.
Наиболее значительной актерской работой спектакля было исполнение А. Хановым роли Болотникова. Его Болотников был настоящим вождем крестьянских масс. Он хорошо знал думы и чаяния народа, его призыв к уничтожению бояр и князей, к захвату их земель горячо поддержали восставшие.
Болотников Ханова был прост, умен, строг и самоотвержен. Создание этого образа было серьезной удачей в решении проблемы крупного героического характера.
Несмотря на определенные творческие успехи, достигнутые театром в 1938 году, он продолжал испытывать некоторые трудности. Особенно сказывалось на его работе отсутствие стабильного художественного руководства – в самом начале 1938 года из театра ушел Н. В. Петров, и почти полгода коллектив работал без руководителя. В июне Комитет по делам искусств принял специальное решение о Театре Революции. Художественным руководителем театра был назначен М. М. Штраух. Была создана художественная коллегия.

 

Продолжение: часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27