menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 15)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14

 

Спектакль «Мой друг» получил высокую оценку и заслуженное признание. По отзывам одного из критиков, это был «самыйо театре Маяковского 44 значительный, самый свежий, приятный и самый умный спектакль из всех, которые поставлены в Москве в связи с 15-летней годовщиной Октября».
Работа театра над спектаклями «Поэма о топоре», «Улица радости» и «Мой друг» дала Попову серьезный материал для разработки вопросов театральной теории. Итогом его наблюдений и раздумий явилась статья «Творческие позиции Театра Революции». В этой статье Попов назвал Театр Революции «театром социальной мысли».
Может быть, практическая деятельность театра кое в чем расходилась с требованиями его руководителя, но она всегда оставалась широкой – Театр Революции всегда стремился быть театром современной социальной темы.
Это подтвердила очередная премьера – «На Западе бой» Вс. Вишневского. «Самый заголовок – тема спектакля, – писал незадолго до премьеры режиссер и художник И. Шлепянов, – кризис и неумолимо нарастающие классовые бои. Противоречия, раздирающие современную Европу. Резкое классовое расслоение. Пролетариат и фашизм – два полюса».
В те дни сообщения из Берлина и Мюнхена печатались на первых полосах наших газет, страна напряженно следила за героической борьбой немецкого пролетариата, пытавшегося противостоять фашизму. Эти события и послужили материалом для боевой публицистической пьесы Вишневского. Герои спектакля жили в мрачной и тревожной атмосфере – ее создавал полумрак, окутывавший сцену, тяжеловесные готические своды (основной элемент оформления), лихорадочные ритмы действия. о театре Маяковского 45Взволнованно, гневно театр говорил о фашизме как о реальной серьезной угрозе. Злобная сила и тупое самодовольство ощущались в фашистском главаре Жигайде – В. Латышевском, жесткие краски нашел для штурмовика Ринга А. Лукьянов. Хитрость, мелкую трусость и жестокость раскрывал в полицейском начальнике Моске М. Штраух, точно передавал сущность политического демагога Венига Б. Седой, выразителен был промышленник Гирш в исполнении И. Агейченкова. Им противостояли коммунисты – люди высокой идейности и большого мужества. Такой была Рахиль, сыгранная Ю. Глизер. Свидетельство ее духовной силы и стойкости– допрос, на котором избитая женщина смотрит, не опуская глаз, в лицо палачу.
В статье, посвященной Ю. Глизер, С. Эйзенштейн писал об этой сцене: «Такими глазами смотрели Роза Люксембург, Луиза Мишель и Долорес Ибаррури в героические моменты своих биографий. Этим взглядом, – достойным того острого ума, который в борьбу свою вносили эти поколения героических женщин, – сценичео театре Маяковского 46ская наследница их героики Рахиль – Глизер разделывается со своим мучителем, из подсудимой становясь судьей, из подследственной – победителем».
Рассвирепевший Моске выпускал на Рахиль свору собак-ищеек. Это было обычным приемом фашистских палачей.
Многое в пьесе как будто предугадало события: премьера спектакля «На Западе бой» состоялась 19 февраля 1933 года, а 27 февраля фашисты подожгли рейхстаг.
Спектакль Театра Революции предупреждал об угрозе фашизма, звал на борьбу с ним – и этот страстный призыв запомнился.
В начале 1933 года театр отметил свое десятилетие. Один из самых молодых театров, он по праву занял место среди ведущих творческих коллективов страны. Это было отмечено и в поздравительном письме народных артистов республики, среди которых стояло имя К. С. о театре Маяковского 47Станиславского: «Такие спектакли, как «Поэма о топоре», «Улица радости», «Мой друг», являются этапными не только для самого Театра Революции, но и для всего советского театра. Добился этого Театр Революции на наших глазах, в короткий срок путем дружной, усиленной, углубленной творческой работы коллектива, спаянного желанием дать пролетарским массам высококачественное искусство». Отмечая творческие достижения театра, коллегия Наркомпроса присвоила М. Ф. Астангову, М. И. Бабановой, А. В. Богдановой, Ю. С. Глизер, Н. И. Ивановой, Г. В. Музалевскому, Д. Н. Орлову, О. И. Пыжовой, М. М. Штрауху, И. Ю. Шлепянову звания заслуженных артистов республики; А. Д. Попову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств.
В апреле 1934 года состоялась премьера пьесы Н. Погодина «После бала». Театр вновь обращался к большим, актуальным проблемам современности и вновь находил своих героев среди людей труда – в этот раз ими были труженики колхозной деревни.
Главной героиней пьесы Погодина была бригадир Маша. Эта восемнадцатилетняя комсомолка покоряла глубоко сознательным, творческим отношением к коллективному труду, неуемной энергией, жадным стремлением к знаниям и культуре.
Играла ее М. Бабанова. Тоненькая девчонка, по-деревенски повязанная теплым платком, в больших неуклюжих сапогах, она то наскакивала на бездеятельного председателя, то сзывала ночью женщин спасать от заморозков свеклу, то отчитывала нерадивых, то разыгрывала развязного Барашкина, то плакала от безответной любви и мысленно объяснялась с любимым словами пушкинской Татьяны. В этой простой деревенской девушке поражала духовная сила, энергия мысли. Вчерашнюю школьницу выбирали председателем колхоза, и это не было авторской натяжкой.

 

Продолжение: часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27