menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Когда творят единомышленники. Часть 2

В наши дни эти традиции получают свое продолжение и развитие и при постановках пьес советских драматургов — Тренева, Ромашова, Корнейчука, Софронова...

Именно творческая близость Софронова-драматурга к сценическим традициям коллектива Малого театра явилась крепкой основой для рождения одного из наиболее заметных за последние годы, взволнованных и страстных спектаклей о современности — «Деньги». Спектакль этот в самом деле создан помыслами, талантом и усилиями единомышленников.

Чему посвящена пьеса Софронова? Да, конечно же, не доказательству той несложной истины, что красть нехорошо и что браконьерство есть зло. Пьеса показывает растлевающую и опустошающую силу денег, их влияние на характеры, хотя и крупные, но хищнические, эгоистичные (Прасковья и Василий Шарабай), на людей, для которых «златой телец» и поныне остается кумиром, а накопление составляет все содержание, весь смысл жизни. Интересы этих людей приходят в острейшее антагонистическое противоречие с интересами тех, кто воспитан в принципах социалистической морали, характеров новых, свободных от пережитков капиталистической скверны и прежде всего несоответствия между общественным и личным.

В подзаголовке пьесы значится: «драма». И это вполне оправдано. Драматизм составляет существеннейший элемент произведения, рассказывающего о распаде семьи потомственных рыбаков Шарабаев и о рождении — в муках, в борьбе и даже в крови — новых, чистых и красивых человеческих взаимоотношений. Если судьбой Прасковьи и Василия Шарабаев становится полное жизненное крушение, крах всех надежд и вожделений, то сестра Василия Александра, его брат Семен находят в себе душевные силы противостоять темному, давящему влиянию корысти и эгоизма.

Тщетно стали бы мы искать в пьесе «Деньги» глубоко скрытые «подводные течения», полутона, нечто недосказанное или невысказанное. Нет, здесь все ясно, определенно, зримо. И хотя герои произведения не представляют собой наивных простачков, которые сразу же без раздумий и запинки выпаливают все, что у них на сердце и в голове, борьба — острая, напряженная, драматическая — идет в открытую, можно сказать, врукопашную, достигая высшего накала к середине третьего акта.

Постановщик спектакля Б. Бабочкин чутко уловил и превосходно передал художественное своеобразие пьесы. В спектакле, поставленном им, точное и подробное воспроизведение быта приазовского села органически сочетается с открытой и страстной публицистичностью.

На сцене все время возникают поединки, явные, открытые, полные то напряженного драматизма, то — это особенно относится к сценам, в которых участвуют М. Жаров, играющий председателя рыболовецкого колхоза Татарникова, и Г. Ковров, исполняющий роль старика Вербина, — яркой и живой комедийности. Спектакль и строится постановщиком на чередовании сцен остродраматических со сценами комедийными, на резкой и неожиданной смене ритмов, на ярких, надолого запоминающихся контрастах.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
Все части книги.