Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Когда творят единомышленники. Часть 3
... Поднимается занавес, и перед нами возникает двор семьи Шарабаев. Нарядно, ярко поблескивают свежей краской стены дома, и это сразу же рождает ощущение какого-то особого довольства, праздничности. Впрочем, б праздничности и довольстве здесь говорит все — и стол, обильно уставленный винами и яствами, и громогласно звучащий в патефоне шаляпинский бас:
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
а главное — сами люди. У стола собрались: торжественная, чинная, полная достоинства и благолепия глава семьи Прасковья Шарабай (В. Пашенная), ее старший сын Василий (Н. Анненков), сияющий, размашистый, дочь Александра (Е. Солодова) — нарядная, песенная, слегка захмелевшая, и высокие гости из области, также, видимо, успевшие повстречаться за шарабаевским столом с давним своим приятелем Бахусом.
Неустанно гремит патефон, звенят рюмки, все оживлены, шумят, перебивают друг друга. Веселье — хоть куда! Но резким диссонансом звучат грубые окрики Василия на жену (В. Евстратова), странным кажется ее нелепый на этом празднике затрапезный вид, ее робкая суетливость, молчаливая покорность, дерзкие выходки Александры.
Но только ли дерзость в поведении Александры?! Александра откровенно и вызывающе кокетничает с Калабуховым, деятелем, подвизающимся на ниве облпотребсоюза (П. Шарлахов), а в то же время безжалостная, презрительная усмешка не сходит с ее губ. Нет, Калабухов явно не герой ее романа! Вот Александра взяла гитару, запела... Запела все с той же дразнящей, вызывающей и насмешливой интонацией, с которой только что говорила с Калабуховым... И вдруг сквозь все это — и вызов, и насмешку, и дерзкую браваду — прорывается тоска — тоска о погибшем любимом, о ясной и светлой жизни, об утраченной чистоте, тоска неизбывная, глубокая и страстная, щемящая даже постороннюю душу...
Нет, обманчивым было первое впечатление! Не найти в этой семье ладу и крепости. Не друзья по духу и по крови, которым не страшны никакие житейские бури и невзгоды, собрались сейчас за праздничным столом, а чужая родня, которую ждут в самом ближайшем будущем острейшие потрясения и жестокие жизненные испытания.
Однако, несмотря на то, что взаимоотношения между членами семьи Шарабаев вскоре становятся зрителю ясны, интерес к спектаклю не только не падает, но постепенно нарастает, углубляется. Его питают не примитивная дидактичность, не прописная мораль о вреде пристрастия к златому тельцу и пользе бескорыстного служения обществу, а сложные, интересные и содержательные психологические коллизии, исполненные глубокого и напряженного драматизма, человеческие характеры, раскрывающиеся все с новых и новых сторон, в новом качестве, судьбы героев, их переживания и раздумья, горести и радости.
Власть денег, жажда наживы, стяжательство, ставшее едва ли не единственной страстью таких людей, как Прасковья и Василий Шарабаи, являются тем трудноодолимым камнем преткновения, о который разбиваются семейные узы, пылкая любовь, многолетняя дружба. За корыстолюбивую страсть Прасковьи и Василия горько расплачиваются младшие члены семьи Александра и Семен. Александра едва не теряет любимого, Семен — жену. И оба они, брат и сестра, с ненавистью к родному дому бегут из него. Бесповоротно порывает с Василием и его старый дружок по лихому промыслу рыбак Степан Линев, у которого в семье происходит большое и радостное событие — рождается первенец.
Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
Все части книги.