menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Когда творят единомышленники. Часть 7

Подобная трактовка образа дает все основания ожидать, что где-то, в последнем акте, раскроется перед нами драма человека, сильного и яркого, умеющего организовать и возглавить людей, подчинить их своему обаянию и воле, драма человека, неплохо воевавшего с врагом, а теперь сбившегося с верной дороги, заплутавшегося на обманчивых, зыбких тропках браконьерства и лжи, поставившего себя в положение врага по отношению к товарищам по работе, к членам своей же семьи.

Ожидания эти — увы! — не оправдываются. Отказавшись в последнем действии от углубленного психологического раскрытия образа Василия, драматург пошел по пути юридического наказания порока. Но наказать порок юридически в пьесе очень легко, и этого слишком мало. Куда более сильное впечатление оказало бы идейное нравственное крушение Василия, как бы олицетворяющего эгоизм, хищничество и лицемерие, раскрытие полной бесплодности и бесполезности отчаянной борьбы, судорожных усилий и всей нечистой жизни подобных людей. Изменив своему собственному замыслу, Софронов не дал и актеру полностью, до конца последовательно реализовать его замысел, интересный, умный и убедительный.

Высоко оценивая актерскую работу над образами персонажей, воплощающих злые, темные силы, мешающие нашим людям жить, созидать свое настоящее и будущее, я отнюдь не собираюсь сколько-нибудь преуменьшать место и значение в спектакле образов положительных, олицетворяющих основные, светлые начала нашей действительности: честность, трудолюбие, ясную веру в жизнь. Беркут, Татарников, Александра, Ольга, старый Вербин — именно они подлинные герои спектакля, определяющие его радостный и страстный пафос утверждения современной советской действительности. Люди эти ярки и самобытны не менее, чем Прасковья и Василий Шарабай, души же их щедры, красивы, чисты.

Темпераментно, взволнованно и очень человечно сыграна Е. Солодовой роль Александры Гордеевой, урожденной Шарабай. Эта женщина недаром носит фамилию Гордеевой! Трудна ее судьба, но она не согнула Александру.

Играя человека молодцеватого, открытого и вроде бы даже душевного — а зритель быстро распознает истинное лицо Василия по его поступкам и делам, — актер тем самым по контрасту подчеркивает в своем персонаже хитрость, изворотливость, криводушие.

На всем протяжении спектакля мы ощущаем в Василии хищника крупного и, что главное, человека недюжинного, волевого. Да, это человек, в котором живет не только злоба зверя, преследуемого охотниками, но и жажда риска, азарт борьбы, стремление померяться с противником силой. Отсюда вызывающе наглые интонации в разговорах Василия с Татарниковым, дерзкая пренебрежительность при встречах с инспектором по охране рыбных запасов Беркутом (Е. Матвеев). Кажется порой, что плывет человек среди разбушевавшейся водной стихии и его не волнует, куда он плывет, где выплывет, его захватило азартнейшее стремление — выстоять в этой схватке, оказаться наверху, выйти победителем.

Подобная трактовка образа дает все основания ожидать, что где-то, в последнем акте, раскроется перед нами драма человека, сильного и яркого, умеющего организовать и возглавить людей, подчинить их своему обаянию и воле, драма человека, неплохо воевавшего с врагом, а теперь сбившегося с верной дороги, заплутавшегося на обманчивых, зыбких тропках браконьерства и лжи, поставившего себя в положение врага по отношению к товарищам по работе, к членам своей же семьи.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
Все части книги.