menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Когда творят единомышленники. Часть 6

Роль Шарабаихи в очередь с В. Пашенной играет С. Фадеева.

Жизненно полнокровный драматургический образ, вобравший в себя и отражающий разные стороны и грани окружающей действительности, открывает перед разными актерами возможности для создания различных сценических образов. Почитая сценическое искусство творчеством и актера самостоятельным творцом, а не рабом автора, Белинский писал: «Найдите двух великих сценических художников, гений которых был бы совершенно равен, дайте им сыграть одну и ту же роль, и вы увидите то же, да не то. И это очень естественно...». Ведь многое в создаваемом актером образе зависит от жизненного опыта художника, позиций, отстаиваемых им в искусстве и жизни, особенностей его дарования.

Не ставя перед собой задачу сопоставлять масштабы и своеобразие таланта В. Пашенной и С. Фадеевой, мы лишь хотим подчеркнуть, что обе актрисы, поняв — пользуясь терминологией Белинского — «одинаковым образом идею и идеал персонажа», различным образом представляют себе «тонкие черты и оттенки его индивидуальности», создают характеры оригинальные, во многом отличающиеся друг от друга.

Шарабаиха Пашенной откровенно цинична, она грубее, злее и, вероятно человечески крупнее Шарабаихи Фадеевой. Та — лукавее, мельче и, как это ни странно, видимо, опаснее. Фадеева еще более старательно и тонко скрывает злобное и хищное нутро своей героини. Ее Шарабаихе, может быть, недостает богатства и разнообразия оттенков в отношениях с различными людьми, которые проявляет Шарабаиха Пашенной. Но зато Шарабаиха Фадеевой со всеми столь обходительна и мила, столь предупредительна, столь — черт возьми! — женственна, что становится страшно: не обманула бы она людей, не втерлась бы к ним в душу, не приняли бы люди недобрую, черную ночь за светлый и ясный день.

В Василии Анненкова на первый взгляд много широты и бесшабашности, обаяния и удали, отваги и размаха. Впрочем, этот человек и в самом деле любит поиграть с огоньком, пройти по самому краю пропасти. И это как раз те черты характера, те свойства души, которые позволяют ему до поры до времени скрывать свои темные дела и слыть передовым рыбаком колхоза.

Играя человека молодцеватого, открытого и вроде бы даже душевного — а зритель быстро распознает истинное лицо Василия по его поступкам и делам, — актер тем самым по контрасту подчеркивает в своем персонаже хитрость, изворотливость, криводушие.

На всем протяжении спектакля мы ощущаем в Василии хищника крупного и, что главное, человека недюжинного, волевого. Да, это человек, в котором живет не только злоба зверя, преследуемого охотниками, но и жажда риска, азарт борьбы, стремление померяться с противником силой. Отсюда вызывающе наглые интонации в разговорах Василия с Татарниковым, дерзкая пренебрежительность при встречах с инспектором по охране рыбных запасов Беркутом (Е. Матвеев). Кажется порой, что плывет человек среди разбушевавшейся водной стихии и его не волнует, куда он плывет, где выплывет, его захватило азартнейшее стремление — выстоять в этой схватке, оказаться наверху, выйти победителем.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
Все части книги.