menu-options

"КОНСЕРВАТОРИЯ" (1966 год) (Часть 4)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3

 

консерваторияНа общественно-просветительских началах было создано в 1834 году «Московское музыкальное собрание», во главе которого стояли Н. А. Мельгунов и И. И. Геништа.
По их планам, это общество должно было взять на себя право руководить музыкальным вкусом и образованием московской публики. «Музыкальное собрание» объединяло свыше двухсот пятидесяти членов – любителей и профессионалов. Оркестром и хором руководи А. Н. Верстовский. Солистами были любители – певцы П. А. Бартенева, Н. И. Пашков. К. А. Соймонова, скрипачи Н. А. Теплов, С. Ю. Нелединский, пианисты М. Н. Щербатова, А. П. Арсеньев, виолончелист А. И. Гудович. В концертах общества исполнялись симфонии Моцарта, Бетховена, Ф. Гебеля (композитора-педагога, жившего в Москве), а также вокальные произведения Верстовского и Глинки, творчество которого было восторженно принято московской публикой.
«Музыкальное собрание» просуществовало недолго – великосветские любители, составлявшие костяк этого объединения, оказались неподготовленными к систематическим концертным выступлениям.
Характерная особенность московской музыкальной жизни того времени – интенсивное домашнее музицирование.
В салонах Мих. Ю. Виельгорского, З. А. Волконской, Н. И. Голицыной показывали свое мастерство видные артисты – зарубежные и русские.
Серьезные музыкальные интересы возникали также в кружках художественной интеллигенции. Прообразами будущих артистических кружков являлись литературно-музыкальные собрания, которые регулярно устраивались в доме Ф. Ф. Кокошкина при участии А. Н. Верстовского, С. Т. Аксакова, А. А. Шаховского, А. Ф. Мерзлякова, М. Н. Загоскина, А. И. Писарева. В доме Н. А. Мельгунова собирались поэты А. С. Хомяков, Н. М. Языков, литераторы М. П. Погодин, С. П. Шевырев, а на музыкальных вечерах – «все тогдашние музыкальные знаменитости».
Музыкальным кружкам принадлежала заслуга пропаганды в Москве творчества Глинки, а также Бетховена и Шуберта.
По словам Герцена, в кружке Н. В. Станкевича, куда входили А. И.. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский и другие, «философия музыки была на первом плане». О Россини не принято было говорить; к Моцарту – снисходили. Главными кумирами были Бетховен и Шуберт, которого особо ценили за «философские» тексты в его романсах.
Однако вкусы участников кружка менялись. Впоследствии сам Герцен полюбил Моцарта «чрезвычайно, без всяких границ».
Станкевич, обладавший отличными музыкальными данными, горячо чтил Моцарта наряду с Бетховеном и Шубертом. Увертюра из «Дон-Жуана» Моцарта и «Патетическая соната» Бетховена были любимыми его пьесами.
Широкими музыкальными взглядами отличались Огарев и Боткин. Последний боготворил Бетховена, чьи сочинения знал в совершенстве. Сильнейшее впечатление производила на Боткина музыка Шопена.
Любовь к народной песне в 50-х годах объединила вокруг так называемой «Молодой редакции» журнала «Москвитянин» писателей А. Н. Островского, А. Ф. Писемского, Ап. Григорьева, Л. А. Мея, М. Л. Стаховича, этнографа С. Ф. Максимова, которые прослушивали приезжавших с мест народных певцов.
Активным участником этого кружка был Николаи Григорьевич Рубинштейн – будущий руководитель Московского отделения РМО и Московской консерватории.
Процветало в Москве квартетное музицирование. В 40-50-х годах квартетная музыка исполнялась в домах любителей А. И. Кологривова, Н. Лызлова, купцов М. М. Баренцева, Ф. В. Перлова, И. Н. Корзинкина. У последнего можно было встретить А. Н. Островского, читавшего отрывки из своих произведений, и Л. П. Дюбюка, который отлично исполнял моцартовские произведения.
Этот период отмечен также подъемом в концертной жизни. В 40-х годах в Москве концертировали крупнейшие иностранные гастролеры, среди них – Лист (1843).
К концу 40-х годов начинают регулярно проводиться симфонические собрания. Их руководителем становится дирижер, скрипач, пианист и композитор И. И. Иоганнис. Содержательные программы Иоганниса привлекают внимание москвичей. Наряду с произведениями Моцарта, Бетховена и современных зарубежных авторов Иоганнис пропагандирует творчество русских авторов. Так, 12 марта 1851 года по его инициативе впервые в Москве были исполнены «Арагонская хота» и «Камаринская» Глинки.
Большую роль играют также концерты Московского университета, Любителей симфонической музыки в университете было более чем достаточно. Быстро составился оркестр, который начал систематически работать над концертными программами.
В начале 1850 года студентам было разрешено учредить музыкальные собрания с благотворительной целью. Первый концерт состоялся 25 февраля под управлением Иоганниса. В нем принимали участие студенты Б. А. Радзивилл, И. Ф. Фоглер, С. А. Марков (пианисты), скрипач К. П. Иогель, концертировавший в ту пору в России пианист-импровизатор Сеймур-Шифф, а также четырнадцатилетний Н. Рубинштейн (ставший в следующем году студентом юридического факультета). Оркестр исполнил увертюры из опер «Гугеноты» Мейербера и «Вильгельм Телль» Россини. Главный успех выпал на долю Н. Рубинштейна.
В дальнейшем оркестром университета руководил И. Ф. Фоглер. В его программах значились отрывки из оперы «Тангейзер» Вагнера, Первая симфония Гайдна, увертюры из опер «Дон-Жуан», «Cosi fan tutte» и первая часть соль-минорной симфонии Моцарта, увертюра «Аталия» Мендельсона и другие сочинения. Из произведений русских композиторов исполнялись «Арагонская хота» и увертюра к «Ивану Сусанину» Глинки.
Есть основания полагать, что и композитор А. Н. Верстовский принимал участие в музыкальной жизни университета. В 1855 году торжественный акт, посвященный столетию университета, закончился стихами С. П. Шевырева, положенными на музыку А. Н. Верстовским. В начале 1850-х годов в Москве становится известным виолончелист К. Ю. Давыдов. В 1852 году четырнадцатилетний виртуоз дал свой первый самостоятельный концерт. Интерес к музыке характеризует широкую культуру семьи Давыдовых. В 1854 году Давыдов поступил в Московский университет, который окончил 19 июня 1858 года со степенью кандидата математических наук. Он обладал незаурядными способностями, считался студентом «по успехам особенно отличным» и колебался в выборе профессии, намереваясь посвятить себя естественнонаучной деятельности. Но любовь к музыке взяла верх. Уже в конце 50-х годов Давыдов с исключительным успехом концертирует на Западе. Молодого виолончелиста приглашают в качестве солиста в симфонический оркестр Гевандхауза и одновременно в число профессоров Лейпцигской консерватории.
Почти все московские музыканты, не исключая крупнейших, были связаны с университетом. Пальму первенства среди них следует отдать Н. Рубинштейну, который никогда не забывал свою alma mater. Так, 23 октября 1860 года он играл в университете собственные сочинения (вальс и мазурку). Со свойственной ему отзывчивостью он первым откликался на разнообразные нужды студенческой молодежи, участвовал в многочисленных концертах, привлекал первоклассные артистические силы. Например, 8 апреля 1864 года «в пользу недостаточных студентов» выступила Клара Шуман. На концерте выдающейся пианистки присутствовало до 1800 человек.
Особенно богат был музыкальными событиями 1865 год. В летописях университета остался памятен музыкально-литературный вечер 22 февраля 1865 года. В этот день в зале Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома союзов) с университетской молодежью встретились А. Н. Островский, Л. Ф. Писемский, певец С. С. Гулак-Артемовский, пианист Иосиф Венявский. Оркестр Главного театра под управлением Н. Г. Рубинштейна исполнил увертюру из оперы «Иван Сусанин». Концерт окончился «Камаринской» Глинки. 3 марта того же года Н. Рубинштейн дал еще один симфонический концерт в пользу студентов; солистами были братья (Иосиф и Генрик) Венявские, пианист А. К. Доор и скрипач В. В. Безекирский.
Наряду с литературно-музыкальными вечерами в университете устраивались так называемые «Вечерние беседы», где также широко исполнялась музыка. Первая «Вечерняя беседа» состоялась 18 марта 1865 года при участии Фердинанда Лауба; во второй «Беседе» (6 апреля) играл Н. Рубинштейн. В марте 1865 года в университетской аудитории начал читать лекции «Об опере как музыкальной драме» А. Н. Серов.
Таким образом, в середине прошлого столетии, к моменту создания московского отделения РМО и Московской консерватории, университетские концерты являлись крупным очагом музыкального просвещения, привлекавшим к себе основные артистические сипы.
Этот период характеризуется возросшее активностью московских музыкантов; строже и взыскательнее становятся вкусы. Московская пресса той поры стремится к самостоятельности и независимости суждений. Имя и положение артиста не ограждают его от критики, если она необходима.

 

Продолжение: часть 5, часть 6, часть 7, часть 8часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14часть 15, часть 16, часть 17часть 18, часть 19, часть 20часть 21, часть 22, часть 23, часть 24часть 25, часть 26, часть 27часть 28, часть 29, часть 30, часть 31часть 32, часть 33, часть 34