menu-options

"КОНСЕРВАТОРИЯ" (1966 год) (Часть 20)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12часть 13часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19

 

5

консерваторияВ отчете РМО за 1866/67 год говорится: «С первых дней открытия училища [консерватории] поступило значительное число учеников и учениц, так что в первой половине учебного курса состояло уже до 150 учеников и учениц... Поэтому с самого же начала понадобилось открыть почти все классы как духовых, так и струнных инструментов, пения и теории... Между некоторыми из учащихся оказалось большое дарование к музыке и заметно большое рвение при практических занятиях, чему много способствовало искреннее желание гг. Профессоров принести учреждению пользу и вполне добросовестное преподавание. По окончании учебного курса были произведены переходные экзамены в присутствии Совета профессоров».
По положению, в консерваторию могли быть приняты ученики всех сословий и состояний, обоего пола, старше четырнадцати лет. Для певцов возрастной ценз был иной: мужчины с восемнадцати лет, женщины с шестнадцати.
Список учеников и учениц в первые годы существования консерватории показывает интересные соотношения между отдельными специальностями: в 1867 году обучающихся фортепианной игре больше всего – 82 человека (29 более подвинутых – в профессорских классах, 35 – в младших, вольных слушателей 18 человек); обучающихся пению только 20 человек; скрипачей – 14, виолончелистов – 2, в классах флейты, гобоя, кларнета, трубы и валторны – также по 2 человека.
Класс специальной теории очень большой – в него записано 22 человека (15 учеников и 7 вольнослушателей).
В течение пятнадцати лет работы консерватории под руководством Н. Г. Рубинштейна контингент учащихся рос с каждым годом. В 1871/72 году обучалось уже 220 человек, в 1878/79 году – 298 человек, в 1880/81 году – 386 учеников с таким распределением по специальностям: пианистов – 214 человек, певцов – 88, скрипачей– 38, виолончелистов – 8; по 4 – в классах контрабаса, флейты, валторны, трубы, по 3 – в классах арфы, гобоя, кларнета, тромбона, 1 – в классе фагота, 7 – в классе декламации и 2 – в классе специальной теории.
Одаренность и подготовка учащихся консерватории первого периода ее существования были очень различны. Многие учащиеся, как из числа получивших дипломы об окончании, так и не закончившие полного курса, показали себя в своей последующей деятельности подлинными профессионалами – солистами, оркестрантами, учителями, методистами.
Закрытые ученические вечера в консерватории строились таким образом, что в них участвовали ученики разных специальностей; по временам устраивались и вечера-показы классов, где выступали учащиеся одного какого-либо класса.
О закрытых вечерах можно судить по спискам сочинений, исполнявшихся учащимися (напомним, что вечера проходили в присутствии только самих учащихся и педагогов, не допускались даже родители). В этих программах отражается основной недостаток консерватории того времени – пестрота и недифференцированность состава учеников. Пианисты играли легкие, несложные произведения педагогического репертуара (пьесы Мошелеса, Гуммеля, Гензельта), и наряду с этим талантливые и подвинутые ученики сразу же заявляют о себе исполнением виртуозных, сложных произведений.
Публичные выступления учеников происходили в концертах-показах консерватории и в симфонических и камерных собраниях РМО. Они нередко освещались в печати. В сезоне 1871/72 года, когда консерватория должна была доказать свое право на существование, было устроено четыре ученических концерта. Естественно, что в открытых концертах показывалось все лучшее, чем располагала консерватория.


Например, программа концерта, состоявшегося 15 марта 1877 года, была следующей (в скобках указаны имена исполнителей):


1. Шуман – Квартет ля мажор (Г. Арендс, П. Пятигорович, Ф. Адольфи, А. Брандуков).
2. Бах – Лист – Органная прелюдия и фуга (Р. Геника, кл. Н. Г. Рубинштейна).
3. Брух – Концерт для скрипки (А. Николаев, кл. И. В. Гржимали; акк. А. Левенсон, кл. К. К. Клиндворта).
4. Гольтерман – Концерт для виолончели (П. Данильченко, кл. В. Ф. Фитценгагена).
5. Шопен – Финал концерта ми минор (Н. Калиновская, кл. Н. Г. Рубинштейна).
6. Мейербер – Ария с двумя флейтами из оперы «Северная звезда» (З. Кочетова, кл. А. Д. Александровой; А. Барсов и А. Химиченко, кл. Ф. Ф. Бюхнера).
7. Мендельсон – Анданте и финал концерта для скрипки (Ф. Адольфи, кл. И. В. Гржимали; акк. А. Левенсон, кл. К. К. Клиндворта).
8. Лукантони – Романс (М. Рейнер, кл. А. Д. Александровой).
9. Моликса – Концерт для виолончели (А. Брандуков, кл. В. Ф. Фитценгагена) .
10. Бокса – Этюд для арфы (Е. Дмитриева, кл. И. И. Эйхенвальд).
11. Россини – Ария из оперы «Семирамида» (Ю. Лобро Тэрмаиук, кл. Дж. Гальвани).
12. Лист – Венгерская рапсодия (А. Галли, кл. К. К. Клиндворта).


В заметках и статьях многих московских газет 70-х годов можно встретить упоминания о выступлениях учащихся консерватории и сообщения об их удачных дебютах после окончания.
Наиболее подготовленные ученики уже с сезона 1869/70 года начали выступать в качестве солистов симфонических концертов РМО. Так, выступила пианистка А. Зограф, игравшая концерт Литольфа, и Н. Муромцева – концерт Мошелеса. Обе они заслужили похвалы музыкальной общественности и московской прессы. Квартет Гайдна был исполнен учениками консерватории М. Давыдовым, Г. Арендсом, В. Виллуаном и В. Дмитриевым.
Публика принимала эти выступления с особым сочувствием и тепло приветствовала молодых артистов.
В следующих сезонах выступили В. Вильборг (концерт соль минор Мендельсона), А. Зограф (концертштюк Шумана с оркестром), позже А. Галли (Венгерская рапсодия № 2 Листа), С. Танеев (концерт ре минор Брамса). Не отставали от пианистов скрипачи и виолончелисты. Скрипач М. Давыдов сыграл концерт ми мажор Вьетана ор. 10, а виолончелист В. Дмитриев – концерт Гольтермана. Скрипач С. Барцевич сыграл с оркестром концерт Мендельсона, виолончелист А. Брандуков с большим успехом исполнил «Балладу» Фитценгагена.
Появляются имена учеников консерватории и в камерных собраниях. М. Давыдов, Г. Арендс, В. Виллуан, И. Котек и В. Дмитриев сыграли ля-минорный квинтет ор. 18 Мендельсона. И. Котек, С. Барцевич, Г. Арендс и А. Брандуков исполнили квартеты Бетховена (ор. 59 № 2) и Шуберта (соль мажор, ор. 160). Изредка Н. Г. Рубинштейн выпускает и учеников духового отделения.
В программах концертов РМО мы встречаем имена Е. Кадминой, А. Святловской, Ю. Лобро Тэрманук, И. Байца, З. Эйбоженко – учеников по классу пения. Они выступают с произведениями Глинки, Моцарта, Гайдна, Баха, Чайковского, А. Рубинштейна, Даргомыжского, Мендельсона.
«Московские ведомости» сообщают, что, когда дирекция Главного театра в день концерта РМО внезапно назначила спектакль «Иван Сусанин» Глинки с участием тех же артистов, которые должны были петь в концерте, то дирекция РМО заменила их в концерте учениками. Это было 2 декабря 1877 года. Шла баллада «Первая Вальпургиева ночь» Мендельсона, произведение очень трудное и редко исполняемое. «...Г-н Гилев и г-жа Климентова, – пишет газета, – с честью вышли из представившегося затруднения. Факт настолько говорит сам за себя, что не требует даже и комментария. «Баллада» исполнена была очень удачно и вызвала дружные аплодисменты... Интерес концерта усилился еще благодаря участию г. Танеева (ученика Н. Г. Рубинштейна), года три тому назад начавшего свою артистическую карьеру».
В мае 1877 года ученики дали самостоятельный концерт в виде «Экстренного собрания РМО в пользу Красного Креста». После того как оркестр под управлением В. Прокунина исполнил увертюру к опере Моцарта «Свадьба Фигаро», выступили: скрипач Ф. Адольфи, певец М. Карякин, флейтист А. Барсов, пианистка Н. Калиновская, пианист А. Галли, певица Ю. Лобро Тэрманук и другие. Интерес вечера заключался в показе ансамблей. Был исполнен квинтет Моцарта из оперы «Cosi fan tutte» (О. Малеева, М. Рейнер, С. Гилев, М. Зильберштейн и Н. Гинцбург), сыграна «Колыбельная» Фитценгагена для четырех виолончелей (А. Брандуков, П. Воинов, А. Лазарев и П. Данильченко), затем все учащиеся струнного отделения исполнили Анданте из Первого квартета Чайковского. «Московские ведомости» поместили рецензию на этот концерт, в которой отмечалось высокое художественное качество исполнения.

 

Продолжение: часть 21, часть 22, часть 23, часть 24часть 25, часть 26, часть 27часть 28, часть 29, часть 30, часть 31часть 32, часть 33, часть 34