Из книги "Наталия Сац и детский музыкальный театр". Часть 10.
Московский государственный детский музыкальный театр открылся 21 ноября 1965 года оперой Михаила Красева «Морозко» в постановке Наталии Ильиничны Сац. Вскоре она поставила оперы Мариана Коваля «Волк и семеро козлят» и Владимира Рубина «Три толстяка» (по мотивам романа-сказки Юрия Олеши). В спектакле «Три толстяка» все было подчинено выявлению основной идеи: искусство и революция, искусство и борьба за свободу.
Эта идея торжественно звучит в словах финала: «Мы — актеры его величества труженика народа!».
Актеры — главный коллективный герой спектакля, любимцы народа и выразители его надежд и чаяний, противопоставлены трем толстякам — трехголовому олицетворению деспотизма, собственничества и людоедства.
На эту работу Наталии Сац обратил внимание выдающийся немецкий режиссер профессор Вальтер Фельзенштейн и пригласил ее поставить спектакль «Три толстяка» в своем театре «Комише опер» (Берлин, ГДР).
Вслед за «Тремя толстяками» Наталия Ильинична показывает зрителям сатирическую оперу Тихона Хренникова «Мальчик-великан» и лирическую — «Сестры», написанную Дмитрием Кабалевским. Театр становится творческой лабораторией советской оперы для детей.
«Мальчик-великан» — сказка современного звучания, в ней в аллегорической форме поднята тема борьбы за мир. Спектакль рассказывает о том, что все великие изобретения могут становиться и величайшим добром, и величайшим злом: все зависит от того, в чьих руках они находятся. Режиссер подчеркивает главную идею оперы — необходимость единения людей во имя добра и справедливости. Позже Наталия Ильинична поставила «Мальчика-великана» в Русенской опере в Болгарии.
«Сестры» — психологический спектакль. В центре его — образы двух сестер. Они окончили школу и мечтают стать штурманами дальнего плавания. Спектакль воспринимается как проникновенный разговор с юношеством о поисках своего места в жизни, о долге, о морали. Он потребовал от режиссера создания атмосферы доверия, которая была достигнута скупыми, камерными средствами.
Оркестр расположился на сцене; ширма, поставленная на авансцене, превращалась то в комнату сестер, то в купе, то в холмик на берегу реки... Музыканты играли в синих костюмах, дирижер был в штурманской фуражке, весь спектакль сопровождали морские, корабельные реминисценции...
Оперы В. Рубина, Т. Хренникова, Д. Кабалевского и других не только стали вехами творческого роста театра, но и расширили границы оперного жанра.
В телеграмме по случаю пятидесятилетия творческий работы Н. И. Сац секретари Союза композиторов СССР Т. Хренников, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, Г. Свиридов, Р. Щедрин писали: «Вот уже полвека Вы на «капитанском мостике». Ваш корабль — это детский театр, воплощающий романтику нашей земли... И это замечательно, что Вашим помощником избрана музыка, современная, наша, советская».
Все части книги "Наталия Сац и детский музыкальный театр": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.