Из книги "Наталия Сац и детский музыкальный театр". Часть 13. Интервью
— Вас часто называют матерью детских театров мира. Кто это сказал впервые?
— В 1935 году Мила Меланова, основательница Пражского детского театра, назвала меня его матерью. А в 1965 году Леон Шансерель, прогрессивный деятель французского театра, при создании АСИТЕЖ — Международной ассоциации детских и юношеских театров — назвал меня матерью детских театров мира. Когда начали по алфавиту перечислять страны, которые будут входить в ассоциацию, я подумала, что до нас очередь дойдет очень нескоро: Советский Союз, Стоп Зоутёицие, далеко от буквы А. Но тут Шансерель сказал, что среди нас есть человек, без которого не было бы нашей встречи вообще. Это Наталия Сац, она и есть фактический основатель АСИТЕЖ, потому что она — мать детских театров мира.
— В каких странах сейчас открыты театры для детей?
— По примеру Советского Союза созданы интересные театры для детей и юношества в ГДР, ЧССР, Монголии, Венгрии, Румынии, появились они и в некоторых капиталистических странах — США, Турции, Канаде, Франции, Иране, Бельгии, Японии, ФРГ.
— Однажды вы назвали детский музыкальный театр вершиной искусства для детей...
— Почему я пришла к этой мысли? До сердца человека иногда легче дойти не только словом, но и музыкой. Герой, его поступки, его взаимоотношения с другими персонажами, декорации, костюмы помогают лучше понять язык музыки. А музыка, в свою очередь, помогает глубже почувствовать переживания действующих лиц, досказывает своим могуществом то, что не досказано словом.
К этой формуле я пришла после долгих лет исканий.
Но если бы не Великая Октябрьская революция, мне бы никогда не удалось сделать то, что сделано. Ведь у отца было столько замечательных замыслов! Но он не смог претворить их в жизнь.
Мне повезло не только в том, что я родилась в семье музыканта, что в нашем доме бывали Шаляпин, Станиславский и Рахманинов, но и в том, что я вовремя родилась: Октябрьская революция открыла мне двери в мир творческого счастья, дала золотой ключик от Дворца детской радости.
Лозунги «Искусство — народу», «Искусство — в массы», «Искусство — детям» зазвучали как раз в пору моей юности. В пятнадцать лет понять, что можешь воплотить то, что накопилось с детства, понять, что можешь творить Искусство, — это ли не истинное счастье!
Но я — это мы, это коллективы, с которыми я работала и работаю сейчас, это Московский государственный детский музыкальный театр, первый в мире, но уже не единственный! В Киеве по его образцу тоже создается детский музыкальный. А в Московском театральном институте учатся будущие режиссеры будущих детских музыкальных театров нашей страны!
Все части книги "Наталия Сац и детский музыкальный театр": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.