Из книги "Наталия Сац и детский музыкальный театр". Часть 11.
Постановки Наталии Ильиничны Сац были отмечены Государственной премией СССР за 1972 год и Ленинской премией за 1982 год.
Что для Сац-режиссера главное в пьесе, в опере, в спектакле? Пьеса для нее — ситуации и характеры. Опера — ситуации и поющие характеры. Но каким бы образом ни раскрывался герой, его характер — в постоянном движении. Наталия Ильинична считает, что наличие характера обязательно не только для героя. Им должен обладать каждый, кто выходит на сцену, пусть он только статист.
В оперном театре Сац нет хора. Есть солисты. Сегодня актриса поет партию мадам Баттерфляй, а завтра — партию двенадцатой волчицы в опере «Джунгли». На сцене никогда не бывает безликой толпы. Даже когда в спектакле занята вся труппа, вы не увидите двух одинаковых лиц, будь то гвардейцы в «Трех толстяках» или зайцы в «Красной Шапочке».
Для Наталии Сац-режиссера важно, чтобы образ «зажил сердцем», тогда, считает она, появится и все остальное. Она убежденный сторонник синтетического представления. Музыка, танец, акробатика для нее полноправные компоненты спектакля, раскрывающие его идею. И все же сердце спектакля — музыка!
Огромное значение придает Наталия Ильинична сценографическому решению постановки. Декорации и костюмы способствуют образному и идейному раскрытию произведения.
Для оформления опер и балетов в ее театр приглашаются известные советские и зарубежные художники. Среди них П. Злочевский, П. Белов, Э. Змойро, Н. Гольц, Э. Стенберг, М. Соколова, А. Спешнева и Н. Серебряков, венгерский художник Шандор Пирош, болгарская художница Милка Начева.
В числе новых постановок главного режиссера Детского музыкального театра — опера современного композитора из ГДР Иоахима Верцлау «Мастер Рокле» и классическая итальянская опера Пуччини «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан»).
В основу оперы Верцлау положена сказка, рассказанная Карлом Марксом своим дочерям и записанная позже младшей, Элеонорой. В центре произведения — образ кукольника и изобретателя Ганса Рокле, который всегда старается скрасить или облегчить жизнь трудовым людям. То он делает кукол, высмеивающих богачей, то иглу-самошвейку, помогающую в портновском ремесле, то изобретает дождевальную флейту, чтобы спасти крестьян от засухи, то конструирует трубу, через которую можно заглянуть в будущее.
В своей трактовке оперы «Мадам Баттерфляй» Наталия Ильинична противопоставляет предельно самоуверенного американца лейтенанта Пинкертона японской девушке Чо-Чо-сан (Чио-Чио-сан).
Интересно режиссерское решение спектакля: море, на берегу которого стоит домик Чо-Чо-сан, сменой своих звуков и красок передает радость, смятение и бурю в душе героини, безбрежность ее любви, которая будет жить даже после ее смерти.
В начале спектакля Чо-Чо-сан появляется в розовом кимоно, подобная цветку японской вишни — сакуры, а в заключительной сцене с Пинкертоном она как беззащитная белая бабочка...
Все части книги "Наталия Сац и детский музыкальный театр": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.