menu-options

Эм. Двинский "Уголок имени В.Л. Дурова" (1970 год) (Часть 21)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20

 

 

КОНЦЕРТНАЯ ПРОГРАММА

 

уголок дедушки ДуроваКонечно, вы не услышите в этой программе певцов, скрипачей, пианистов. Выступают здесь только животные: медведи, лисы, собаки, олени, барсуки, обезьяны, поросята, козочки, пеликаны, крохотные лошадки пони, серые волки и всякие другие личности, не отличающиеся музыкальными талантами.
Еще недавно программу начинала знаменитая собака Штучка – одна из самых старых артисток Уголка, которая сейчас уже сошла со сцены. Штучка была «математиком». В пределах десяти она решала задачи на все четыре действия. Ребята задавали ей самые замысловатые примеры, однако Штучка отлично справлялась с любыми трудностями.
Штучка умела прыгать через препятствия, открывать и закрывать двери, приносить различные предметы. Когда ее спрашивали, чего нельзя делать на уроках в школе, она широко раскрывала рот и зажмуривала глаза. Всем ребятам становилось ясно, что на уроках нельзя зевать.
Но главное, чему могли поучиться у Штучки маленькие школьники, - это дисциплине.
Однажды приятельница Анны Владимировны Дуровой, которую Штучка очень любила, пришла на представление и села среди публики. Штучка вышла на сцену, уселась на тумбочку и медленно оглядела ряды зрителей. Вдруг она увидела знакомое лицо, и ушки у нее поднялись.
Гостья решила испытать собаку и рукой поманила ее к себе. Штучка радостно помахала хвостом, приветствуя знакомую, но не двинулась с места. Когда же гостья снова стала звать Штучку, она отвернулась и в течении всего выступления больше ни разу не взглянула на нее.
Штучку сменили на сцене Театра зверей ее сыновья Ролик и Павлик, а также забавный карликовый белый пудель Топочка. Они танцевали на задних лапах, прыгали через барьеры и сквозь обруч, друг через друга, выписывали восьмерки, бегая между ногами шагающего по сцене дрессировщика.
Есть в Уголке черная небольшая собачка с длинной свисающей шерстью; зовут ее Рекса. Она продолжает традиции дуровских собак - «математиков» – знаменитой Запятайки и не менее известного Марса. На сцене по кругу раскладывают картонные цифры от единицы до девятки. Дети задают собаке любые задачи на сложение или вычитание в пределах десяти. Собака внимательно суголок дедушки Дуровалушает, торчком поставив свои черные ушки, затем бежит по кругу, находит нужную цифру и подает дрессировщице. Конечно, собачка никогда не ошибается, потому что она не умеет считать. Дрессировщица так и говорит ребятам:
- Вы не думайте, что собаки способны складывать и вычитать, это не свойственно их природе. Но они умеют слушать мои сигналы, поэтому наша Рекса останавливается там, где надо, и берет ту картонку, которую я велю.
По заказу ребят Рекса выбирает также игрушки, расставленные на сцене. Стоит малышу выкрикнуть: «Принеси зайца», или: «Хочу ослика» - как Рекса находит его и тащит в зубах своей учительнице.
- Правильно, ребята?
- Правильно! - дружно кричат дети.- Молодец, Рекса!
Кошки, как известно, с большим трудом поддаются дрессировке. Но Дрессировщикам Уголка удалось преодолеть кошачье упрямство. Посмотрите, как бойко идет серый кот Барсик по узкой доске между вертикально стоящими колышками. Голова гордо поднята кверху, хвост торчит трубой.
В обратный путь Барсик идет по колышкам. Это опасный номер. Колышки тонкие, расстояние между ними-20 сантиметров. Но Барсик уверенно ставит мягкие лапы на верхушки колышков и шагает, словно по твердой земле.
Хотя у крыс и кошек разные привычки и способности, но этот же номер исполняют две крысы. Сначала белая идет между колышками, а серая поверху, затем – наоборот.
Чудеса баланса показывают карликовые козы дрессировщика Федота Ивановича Нечипоренко. Три козочки встречаются посреди узкой доски, лежащей на двух подставках. Всем известна сказка про двух упрямых баранов, которые столкнулись на узком мостике чуголок дедушки Дуроваерез реку, не уступили друг другу дороги, подрались и утонули. Юные зрители с интересом следят, как же поступят маленькие козочки.
Козы не зря прошли школу дрессировки. Две из них становятся поперек мостика, а третья разбегается, легко прыгает через них и всеми четырьмя копытцами прочно становится на доску. Теперь можно продолжать свой путь.
Козочки показывают и другие номера: ходят по доске на задних ногах, звонят в колокол и даже играют на цитре, проводя передними копытцами по певучим струнам.
Забавная пара черных вьетнамских поросят выступает под чисто цирковыми именами Пик и Пок. Они умеют раскатывать коврик и танцевать на нем, правда, не на двух, а на всех четырех ногах. Пок лихо стреляет из пушки, зато Пик громко играет на медных тарелках.
Среди артистов Театра зверей недавно появились и волки. Известно, что волки принадлежат к числу самых осторожных, даже пугливых хищников. Дрессировать их – мука мученическая; они всего боятся: сцены, других животных, публики, пересадной клетки, аплодисментов. А работники Уголка затеяли подготовить номер, где волк будет выступать вместе с козой.
Сначала в Уголок попали два волка – Багир и Лобан. Багир – бывший киноартист, ему около 11 лет, он снимался в фильмах «Зеленый патруль», «Возвращение», «У крутого яра», «Непокоренный инстинкт» и долго жил на зообазе Киностудии научно-популярных фильмов под Москвой. Но для выступлений на сцене Багир и Лобан оказались не очень подходящими. Они живут в зверинце и там демонстрируют перед зрителями свои номера.
Гораздо лучше пошло учение с маленькими волчатами. Это были пушистые светло-серые симпатичные зверьки, но, увы, еще более трусливые, чем взрослые. Волчат поделили между собой несколько дрессировщиц. Маленькую волчицу Рину – родную сестру Лобана взяла в воспитанницы Октябрина Ивановна Коорт, другая сестра Лобана – Лада попала к молоденькой Лоре Комиссаровой, вышедшей из кружка юных дрессировщиков при Уголке, а Ларисе Бутырской – тоже юной дрессировщице достался волчонок Суголок дедушки Дуроваултан.
Волчат прежде всего стали приручать, приучать к человеку. Их водили по саду, кормили на сцене, чтобы они привыкали к ней. Потом серую компанию разделили, каждый волчонок стал гулять только со своим дрессировщиком, брал пищу из его рук, научился издалека узнавать его. Постепенно зверьки поняли, что человек – друг, что от него можно ждать только хорошего.
В шести-семимесячном возрасте волчат начали дрессировать, учили садиться на тумбу, подавать лапу, прыгать вверх через обруч.
А теперь дикие пугливые волки стали заправскими артистами. Рина выступает вместе с козой Катей. Коза стоит на одной тумбе и играет копытами на цитре, а волчица на соседней тумбе танцует под эту музыку. Никаких хищных инстинктов Рина не проявляет и вряд ли даже знает, что волкам полагается пожирать коз.
Лада и Султан также демонстрируют номер с козой, но Лада еще выучилась звонить в колокол, а также подпрыгивать высоко в воздух и делать кульбиты; Султан же, когда коза играет на цитре, аккомпанирует ей на медных тарелках.
В новом спектакле Театра зверей «Красная Шапочка» Султан играет жадного хитрого Серого Волка.

 

«В ДЕТСКОМ САДУ»

 

Этот очаровательный номер вызывает всеобщее восхищение. На сцене – высокие пирамидки из разноцветных кружков, кубики с буквами и картинками, длинная мачта с перекладинами, качели, флажки. Под потолком висит ярко раскрашенная деревянная утка. Все игрушки очень больших размеров, играть ими смогли бы, вероятно, только дети сказочных великанов. Но в этом детском саду живут совсем не великаны, а шесть веселых маленьких енотов со смешными именами – Кукла, Свисток, Лопатка, Кубик, Дудка и Фонарик.
Пока обитателей детского сада не видно, ведущая – Антонина Николаевна Степанова рассказывает юным зрителям о жизни енотов.
Родина енотов – за океаном, в Америке. Они – лесные жители, строят свои гнезда в дуплах старых деревьев. Это пушистые зверьки, длина их тела около 75 сантиметров, а вместе с толстым полосатым хвостом – почти метр. Мех енотов очень ценится.
В образе жизни енотов много общего с медведями. Немецкие ученые так и называют их – «вааш бер», что значит «стирающий медведь».
Еноты хорошо лазают по деревьям, едят и растительную и животную пишу, зимой впадают в спячку. Впрочем, и летом в плохую уголок дедушки Дуровапогоду еноты могут спать в своем дупле по два-три дня.
...На сцене появляется «воспитатель» детского сада Александр Иванович Юрлов. Он быстро разыскивает своих воспитанников. Оказывается, они запрятались в кубики, и каждый енот выбрал как раз тот, на котором стоит первая буква его имени.
– Ну, вылезайте, вылезайте,– ласково говорит Юрлов.
Первым выскакивает Кубик. Он подбегает к столбу и поднимается на задние лапки. В такой позе зверек действительно очень похож на маленького медведя: те же очертания фигуры, так же торчат круглые ушки, так же близко посажены небольшие круглые глазки. Подводит только полосатый пушистый хвост – он скорее кошачий, чем медвежий.
Кубик берется передними лапами за штурвальное колесо, от которого тянется веревка, и начинает его крутить. Над сценой, словно на корабле, взвивается гирлянда ярких флажков. Представление начинается! Из двух других кубиков выходят еноты Свисток и Кукла. Они быстро забираются на высоко подвешенную доску качелей и лихо раскачиваются.
– Хватит качаться, а то свалитесь, разобьетесь,– говорит Юрлов.
Воспитанники этого детского сада очень послушны, им не приходится говорить дважды. Свисток и Кукла сразу же спрыгивают с качелей и по мосткам убегают в свои кубики.
Не успевают они скрыться, как над сценой появляется длинный черный мост, висящий на двух высоких опорах. Этот мост как настоящий, только ширина его не больше спичечной коробки. Однако для енотов этого вполне достаточно. Дудка смело шагает по мосту, описывая восьмерки между вертикальными стойками, а Кукла идет по верхней дуге моста, где обычно никто никогда не ходит.
Потом Кукла и Свисток затевают новую игру. В центре сцены стоит высокая мачта с прибитыми к ней тонкими планками. Еноты, как заправские матросы, ловко лезут вверх по планкам. Когда зверьки забираются на верхушку, мачта начинает быстро крутиться, а еноты, стоя мордочками друг к другу, крепко держатся за перекладины лапами.
уголок дедушки ДуроваЛапы у енотов устроены очень интересно. На ступнях у них мягкие чувствительные подушечки, а пальцы гибкие и довольно длинные. Енот не цепляется за ветви когтями, а охватывает их цапкой и с изумительным проворством лазает по деревьям.
Именно на цепкости и проворстве енотов основан следующий номер веселой программы.
Между двумя тумбами перекинут зыбкий мостик – длинная, во всю сцену, круглая жердь. На одну тумбу выходит Дудка, на другую – Свисток. Юрлов дает сигнал, и Дудка, аккуратно ставя лапы на тонкую жердь, легко и грациозно шагает по ней.
В обратную сторону отправляется Свисток. Но он идет по жерди вниз головой, как муха по потолку. Зрители с замиранием сердца следят за головокружительным путешествием зверька. А в это время появляется третий енот, Лопатка, и тоже вниз головой пускается навстречу Свистку.
Как же они разминутся? Юные зрители с нетерпением ждут этого момента. Может быть, они встретятся, а потом каждый повернет обратно? Но повернуться, вися вниз головой на тонкой жерди, тоже, кажется, совершенно невозможно.
Не волнуется только Дудка. Он бойко ходит по той же жерди, над двумя товарищами.
Свисток и Лопатка уже соприкоснулись головами. Что же дальше? Восемь лап с тонкими гибкими пальчиками и острыми ноготками, крепко охватывая жердь, быстро передвигаются по ней, не цепляясь одна за другую. Еноты немного отклоняются и «впритирку» минуют друг друга.
Раздаются аплодисменты, ребята восхищены. А еноты как ни в чем не бывало проделывают такое же путешествие в обратном направлении и затем убегают в свои кубики. На сцену снова выходит знакомая нам Кукла. Между тумбами теперь проложены рельсы, на которых стоит барабан. Все это на высоте полутора метров от пола. Кукла цепляется снизу за круглый поручень, приделанный вокруг барабана, и, вися вниз головой, перебирает лапами. Барабан катится по рельсам и перевозит Куклу на другую сторону. Еноту нравится кататься, и он мог бы очень долго ездить на своем барабане, но Юрлов отправляет шаловливого зверька домой.
На рельсах появляется новая игрушка. Такой, пожалуй, не найдешь ни в одном детском саду. Это коляска-самокат в виде волшебного петушка. Енот Фонарик садится на петушка, крутит передними лапами колесо, и самокат мчится по рельсам прямо на аэродром. Дело в том, что Фонарик улетает в командировку. Еноты решили пригласить в детский сад своих друзей из лесу.
Самолет уже готов. Это та самая утка, которую мы видели вначале. С утки на самокат спускается лестница. Фонарик быстро взбирается наверх, и воздушный корабль улетает.
 

 

 

Продолжение...