menu-options

"КОНСЕРВАТОРИЯ" (1966 год) (Часть 1)

ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ

 


С деятельностью Московской консерватории неразрывно связаны пути развития русской дореволюционной и советской музыкальной культуры.
С первых лет своего существования Московская консерватория завоевала широкое признание музыкальной общественности серьезностью постановки учебного процесса. Успехам консерватории во многом способствовали организаторский талант, целеустремленность и энергия ее основателя и первого директора Н. Г. Рубинштейна, которому удалось привлечь к педагогической работе многих видных русских и зарубежных музыкантов. В числе крупнейших деятелей Московской консерватории дореволюционного времени были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, В. И. Сафонов, М. М. Ипполитов-Иванов, Ф. Лауб, И. В. Гржимали.
Имена выдающихся воспитанников консерватории – С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, А. В. Неждановой, А. И. Зилоти, А. А. Брандукова, Л. В. Николаева, З. П. Палиашвили и ряда других композиторов, исполнителей и талантливых педагогов пользуются заслуженной известностью не только и России, но и за рубежом.
Многие музыканты, окончившие консерваторию в дореволюционный период, явились активными участниками строительства советской музыкальной культуры. К этому поколению принадлежали А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, А. Ф. Годике, Н. С. Голованов, Н. А. Обухова, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр и целый ряд других музыкантов.
Великая Октябрьская социалистическая революция ознаменовала начало нового этапа истории Московской консерватории. За десятилетия, прошедшие после революции, консерватория заняла почетное место среди музыкальных учебных заведений Советской страны. Достижения Московской консерватории в области подготовки молодых музыкантов, ее плодотворная научно-исследовательская и методическая деятельность получили высокую оценку во всем музыкальном мире.
Представители старшего поколения профессоров Московской консерватории в области исполнительского и композиторского творчества – К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, А. И. Ямпольский, Л. М. Цейтлин, К. Г. Мострас, А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, С. В. Розанов, В. М. Блажевич, Н. Я. Мясковский и другие известные музыканты были создателями высоки традиций московской музыкальной школы, получивших свое развитие в деятельности следующих поколений педагогов консерватории.
Достаточно назвать таких мастеров, работавших в Московской консерватории, как С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин, А. Н. Александров, В. В. Софроницкий, Г. Р. Гинзбург, С. Н. Кнушевицкий, таких композиторов и исполнителей, ныне работающих в консерватории профессоров, как Ю. А. Шапорин, А. И. Хачатурян, Д. В. Кабалевский, А. В. Свешников, Д. Ф. Ойстрах, Л. В. Коган, М. Л. Ростропович, Л. Н. Оборин, Э. Г. Гилельс, Я. В. Флиер, Я. И. Лак, чтобы получить представление о блестящем составе ее педагогических кадров.
Глубиной музыкально-эстетических принципов и высокой квалификацией педагогов Московской консерватории объясняются и значительные ее достижения в отношении музыкально-теоретического и исторического музыкознания. В советское время консерватория развернула большую работу в области истории и теории музыки, изучения народного творчества, вопросов истории и теории исполнительского искусства.
В течение минувших десятилетий во всей этой работе принимали участие профессора и преподаватели консерватории, среди которых были видные музыковеды старшего поколения (М. В. Иванов-Борецкий, К. А. Кузнецов, Г. Л. Катуар и другие), их ученики и представители более молодых поколений советских ученых.
Путь, пройденный Московской консерваторией за сто лет ее существования, характерен неустанным стремлением к совершенствованию учебно-воспитательной работы я методов профессиональной подготовки молодых музыкантов. Начиная от П. И. Чайковского и С. И. Танеева, крупнейшие педагоги консерватории были создателями многочисленных учебников, учебных пособий и исследований по всем музыкальным дисциплинам. Творческий опыт и педагогическая работа воспитанников, многие из которых явились основателями и деятелями разных музыкальных учебных заведений в нашей стране, несомненно положительно воздействовали на развитие музыкального образования в дореволюционной России и после революции – в Советском Союзе.
В советское время Московская консерватория оказала большую помощь братским республикам в подготовке национальных кадров музыкантов, в организации национальных консерваторий, оперных театров, музыкальных училищ, концертных коллективов.

Настоящее издание – опыт создания документированной летописи жизни Московской консерватории за 100 лет. Авторским коллективом собран и систематизирован обширный фактический материал, в большинстве своем мало или подчас совсем неизвестный, характеризующий многогранную деятельность консерватории, ее общественную жизнь, учебную, научную и музыкально-просветительскую работу педагогов и студентов. Вместе с тем, насколько позволили рамки и самый жанр издания, здесь освещаются творческие и педагогические принципы крупнейших профессоров консерватории.
Деятельность отдельных педагогов, работавших в дореволюционной консерватории, описывается в соответствующих, хронологически расположенных главах первой части. Что же касается деятельности педагогов советской консерватории, то авторы сочли возможным посвятить ей специальный раздел во второй части. Имеющаяся достаточная литература о педагогических принципах крупнейших мастеров исполнительского искусства позволила в настоящем труде сосредоточить внимание на характеристике их исполнительского стиля и репертуара. Дополнением к ней послужат новые выходящие из печати сборники статей об исполнительских факультетах и кафедрах Московской консерватории. В характеристике преподавателей теоретико-композиторского факультета главное место отведено учебно-методической и научной работе.
Таким образом, общим стремлением было объективно представить разнообразие деятельности педагогического коллектива, ее плоды и творческие возможности.
В составлении труда принимал участие большой авторский коллектив. Авторами первой части книги являются: В. А. Натансон (введение), И. В. Туманина-Рукавишникова и Н. Н. Синьковская (первая глава), Л. З. Корабельникова (вторая глава), Т. Э. Цытович (третья и четвертая главы), А. И. Кандинский (пятая глава); авторами первого раздела второй части – С. Н. Питина (первая глава), М. Ф. Леонова (вторая глава), К. В. Успенская (третья глава), А. И. Кандинский (четвертая глава).
Раздел «Деятельность факультетов и кафедр» писала также группа авторов: В. А. Натансон и А. А. Николаев (фортепианный факультет; раздел о кафедре концертмейстерского мастерства подготовлен М. А. Смирновым, о кафедре истории и теории исполнительства – В. А. Натансоном); Л. С. Гинзбург (кафедры струнных и духовых инструментов; материал по кафедре духовых инструментов подготовлен Ю. А. Усовым); Е. Я. Рацер и А. С. Шерешевский (кафедра симфонического дирижирования); В. Ф. Карин и Г. И. Тиц (кафедра сольного пения), П. Д. Микулин, Е. Я. Рацер и А. С. Шерешевский (кафедра оперной подготовки), Г. Д. Рождественская и Б. Г. Тевлин (кафедра хорового дирижирования); П. М. Берлинский и К. В. Камышов (военно-дирижерский факультет); В. П. Ширинский и А. Л. Зыбцев (кафедра камерного ансамбля и квартета), В. Г. Островская и Н. Н. Кувшинников (кафедра общего фортепиано). Материал по теоретико-композиторскому факультету представлен кафедрами сочинения, теории музыки, инструментовки и истории музыки.
Подготовили материал для приложения (список педагогов Московской консерватории, тематика диссертаций, именной указатель): Л. А. Антропова, Е. Н. Артемьева, Ч. И. Бегиашвили, Н. Н. Григорович, О. П. Ламм, М. Ф. Леонова, И. А. Титова, И. Ф. Христофорова, Б. А. Шибряевская.
Весь материал и фактические сведения проверены: С. Н. Патиной, И. В. Лаврентьевой, Ю. А. Розановой, Н. Н. Синьковской, С. Д. Скатерщиковой.
Фотоиллюстрации, взятые из фондов Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, подготовлены С. О. Мельником, прочие выполнены С. И. Хенкиным.
Редакционная коллегия выражает глубокую благодарность коллективам сотрудников научной библиотеки имени С. И. Танеева Московской консерватории и Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки за помощь в подготовке материалов для настоящего издания.
Даты в издании приводятся в первой части книги по старому стилю, во второй части – по новому.

 

Принятые сокращения:

ГДМЧ – Государственный Дом-музей П. И. Чайковского в Клину.
ГЦММК – Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки (Москва)
ЦГАЛИ – Центральным Государственный архив литературы и искусства (Москва)
РМО – Русское музыкальное общество.

 

Продолжение: часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31часть 32, часть 33, часть 34