menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Проданная колыбельная. Часть 9

В сцене в автомобиле Лоа рвется взглянуть на своего мальчика, а Фейлан не пускает ее. Противоречия спектакля выступают здесь в своем обнаженном виде. Борьба происходит не в душе Лоа, а между Лоа и Фейланом, причем борьба буквальная, чуть ли не физическая. Но если у самой Лоа нет колебаний и сомнений, если ее ничто не держит в этой золоченой клетке, то кто удержит мать, спешащую к больному сыну, какие контракты не опрокинет ее самоотверженная любовь? А ведь Лоа в спектакле — воплощенное материнство, ее маленький, ее Нонни — это и есть ее жизнь.

И вот наступает развязка. Слава, прошумевшая над головой Лоа, готова ее покинуть — сенсация буржуазного мира всегда мимолетна. Песенку Лоа не слишком-то ждут в Лондоне — Париже — Нью-Йорке. К Лоа подкрадывается участь Гардара Хоулма — скоро ее выбросят, как выжатый лимон. Остается последний шанс — мистер Пикок; может быть, он все-таки купит — не песенку, нет, но хотя бы ее хозяйку. Усталая, мертвенно бледная, с кривой усмешкой на сжатых губах, сидит Лоа Хорьковой на аэродроме среди провожающих директора корпорации. И если на протяжении спектакля не раз возникало желание спорить с театром, то в финале сомнения отходят, побежденные силой горя и тоски, переполняющих эту женщину.

Надрыв, отчаяние, безнадежность — в каждом жесте, каждом вздохе Лоа, стыд и боль терзают эту душу, неуязвимую до сих пор. Лоа по-прежнему страшится грязных помыслов, она предлагает себя Пикоку неумело и робко, но в ее горестном крике: «Я порядочная!» — уже слышится потребность утвердить то, что вчера еще в утверждении не нуждалось, что было ясно само собой. «Да полно! Порядочная ли ты?» — хочется спросить у нее, растерзанной, в плохо застегнутом платье, когда медленно, с остановившимся взглядом спускается она с лестницы, ведущей в личные апартаменты Пикока, судорожно сжимая кредитки в руках.

Заключительную сцену спектакля Хорькова и Матвеев проводят сильно, с острым драматизмом. Соревнование высоких чувств вызывает сразу же ответный отклик зала. Здесь актриса перестает, наконец, беспокоиться о том, что ее героиню могут заподозрить в нечистых помыслах, здесь ее Лоа жестоко, страстно, без всякой пощады обличает себя и казнит, но — странное дело, — чем с большим надрывом звучит голос женщины, чем она неумолимее к своим проступкам и будущему, тем крепче становится наша вера в то, что Лоа все-таки найдет себя, самое ее отчаяние служит залогом предстоящего духовного очищения героини.

Оули — Матвеев начинает сцену с угрюмой неприязни честного человека к продажной женщине, не пощадившей своего ребенка, неприязни, смешанной все же с любовью и жалостью. Но когда сама Лоа начинает казнить себя, Оули без колебаний бросается в последнюю схватку за нее, и эту борьбу театр разрешает в пользу материнства, человечности, в пользу народа.

Такой итог правомерен. Другое дело, что лишь в финале, да и то поздних представлений, звучит в спектакле мысль о том, что Лоа пала жертвой не только в силу растлевающей власти золота, грубого произвола богатых людей, но также и из-за собственного характера, своей приуготовленности к восприятию буржуазного яда. А эта мысль должна была прозвучать.

Такова «Проданная колыбельная» в академическом Малом театре. Театр сыграл спектакль, который мог бы быть решен и более глубоко и более сложно. Но все-таки многое радует, а многое остро волнует в этом спектакле.

Его социальные симпатии ясны. Он страстно подает свой голос в защиту униженных и оскорбленных народов, в защиту женщины, семьи, в защиту подлинного искусства. Он полон уважения к свободолюбивому народу маленькой Исландии, к его традициям и святыням. Он страстно требует того же уважения от других — и в этом смысле вполне современен и нужен. Свидетельством крепнущей дружбы между странами мира, свидетельством того, что язык демократического искусства международен, входит «Проданная колыбельная» Халлдора Лакснесса в репертуар Московского Малого театра.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
Все части книги.