menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 1)

Известна точная дата рождения этого театра – 29 октября 1922 года. В этот день московский Театр Революции показал свойтеатр маяковского 1 первый спектакль. В этот день началась его история.
Но у Театра Революции был предшественник – он подготовил его возникновение, хотя имел свой, отличный от него творческий облик. Имя его – Теревсат, или Театр революционной сатиры.
Театры революционной сатиры как одна из форм агитационного театра возникли в годы гражданской войны. Они явились непосредственным ответом на потребность революции в новом искусстве – активном, боевом, остросовременном. В простой и доступной форме теревсаты знакомили своих зрителей – красноармейцев, рабочих, крестьянскую бедноту – с политическими событиями, объясняли, комментировали их.
Первым и наиболее значительным среди этих театров был Витебский театр революционной сатиры, возникший в начале 1919 года. Инициатива создания этого агиттеатра принадлежала группе журналистов–сотрудников Витебского отделения Российского телеграфного агентства (РОСТА). Огромный интерес читателей к печатным материалам агентства и в особенности к «Окнам РОСТА» подсказал мысль о театре сатирического направления.
«Театр революционной сатиры, – писал один из организаторов театра, поэт-сатирик М. Я. Пустьнин, – своим символом выбрал, отбросив маски и котурны, – простую метлу. Она не будет праздно лежать в театральном углу, затянутая паутиной, эта метла будет гулять по головам белогвардейцев, сшибая с них большие и малые короны, и под ее острые театр маяковского 2прутья попадет все, что лежит на красной дороге, мешая по ней шествовать работникам революции».
Предложение журналистов было поддержано Политуправлением Западного фронта. В организации Теревсата приняла горячее участие группа артистов городского театра во главе с его руководителем А. А. Сумароковым и актером петроградского театра «Кривое зеркало» М. А. Разумным, в те дни находившимся в Витебске.
Первое выступление Теревсата состоялось 7 февраля 1919 года на привокзальной площади перед отправлявшимися на фронт красноармейцами. В программу входили: марш Теревсата, который исполняла вся труппа, дружно взмахивая метлами, политсатира «Ковчег Теревсата», агитпьеса «Блокада», пародия «Конь Блед», политсатира «Приключения ангела мира», «Теревсатовские частушки» и стихи. Зрители бурно встречали каждый номер, весело хохотали над Деникиным и Колчаком, Ллойд-Джорджем и Пуанкаре, мешочниками, взяточниками, дезертирами и прочими персонажами представления.
Выступления театра проходили в казармах и на железнодорожных платформах, на площадях города и деревенских улицах, часто без сценических подмостков, прямо среди зрителей.
В течение года витебский Теревсат дал свыше трехсот спектаклей, его представления просмотрели двести тысяч зрителей. В начале апреля 1920 года витебский Теревсат был вызван в Москву.
14 мая состоялся общественный просмотр его программы, и через два дня корреспондент газеты «Известия» отмечал, что «начинание представляет собой значительный интерес и может принести большую пользу в качестве одного из видов художественно-политической агитации».театр маяковского 3
Решением Моссовета был создан Московский театр революционной сатиры. В труппу набирали артистов синтетического плана, в ней нашлось место и для некоторых участников витебского Теревсата.
В течение лета 1920 года театр выступал в клубах, казармах, садах и на улицах Москвы. В дни работы Второго конгресса Коминтерна театру были предоставлены трамвайные платформы, на которых он показывал спектакли. Представлениям предшествовали выступления с короткими докладами известных деятелей партии Р. С. Землячки, И. И. Скворцова-Степанова, а также делегатов конгресса – Клары Цеткин и Марселя Кашена.
Осенью 1920 года Теревсат получил стационарное помещение – улица Герцена, 19.
Вместе с помещением в собственность Теревсата перешли хор, оркестр, балетная труппа и некоторые солисты бывшего частного театра оперетты; пришли новые артисты драмы, оперы, балета, эстрады и даже цирка. Эта сводная труппа насчитывала около 350 человек. Вскоре оформилась ведущая группа актеров, творческое ядро театра: А. М. Дорошевич, В. О. Топорков, Л. М. Прозоровский, М. И. Холодов, Д. Н. Орлов, В. М. Марченко, Г. М. Ярон, Н. М. Плинер, И. Я. Горев, Н. П. Смирнов-Сокольский, Л. О. Утесов. В некоторых спектаклях театра принимали участие М. М. Блюменталь-Тамарина, Б. С. Борисов, А. С. Пирогов-Окский.
Художественное руководство театром осуществлял Д. Г. Гутман. Энтузиаст, настойчиво искавший новые выразительные средства в области революционной сатиры, способный литератор, он привлек в театр молодых талантливых людей, искренне готовых работать в новом и интересном театральном деле.
Главным художником Теревсата стал В. П. Комарденков (кроме него спектакли оформляли П. П. Мак и И. А. Малютин), музыку к спектаклям писал И. О. Дунаевский, дирижировал В. В. Небольсин.

 

Продолжение: часть 2часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27