menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 2)

Начало: часть 1

 

7 ноября 1920 года, в день третьей годовщины Октября, Театр революционной сатиры показал свою новую программу. Онатеатр маяковского 4 состояла из агитпьесы В. Шишкова «Мужичок», трагедии-сатиры Е. Зозули «Хлам» и балета-пантомимы «Весы». Программа не отличалась идейной и художественной завершенностью, ей недоставало стилистического единства. Театральная печать отмечала, что у Теревсата «новое литературно-агитационное содержание влито в старые приемы стиля миниатюр и оперетты».
Создавая оригинальный репертуар, Теревсат завязывает связи с Д. Бедным, В. Маяковским, И. Эренбургом. В начале 1921 года театр ставит «Пьеску про попов, кои не понимают, праздник что такое» В. Маяковского, антирелигиозную пьесу Д. Бедного «Земля обетованная», сатиру И. Эренбурга на Лигу Наций – «Светопреставление», а также пьесу М. Криницкого «Новый фронт».
Наряду со спектаклями в Москве театр выступал в уездах Московской области, бригады Теревсата выезжали на фронт, ездили по Сибири и Уралу.
Но формы, к которым театр прибегал во многих спектаклях, становились помехой, не давали возможности решать большие и сложные темы новой, революционной действительности. Характер и художественный уровень спектаклей Теревсата уже не мог удовлетворить зрителей. Театр обратился театр маяковского 5к многоактной серьезной драматургии, и в день четвертой годовщины Октября состоялась премьера спектакля «Город в кольце» С. К. Минина, большевика–подпольщика. Участник обороны Царицына, он рассказал в своей пьесе о подлинных событиях. В ее действующих лицах угадывались участники царицынской эпопеи. В те времена пьеса Минина вызвала живой интерес. С доброжелательным вниманием к опыту драматурга отнесся А. В. Луначарский.
Режиссер Гутман решал спектакль как драматическую хронику; в развитии действия, в воссоздании обстановки, даже в отборе какой-либо бытовой детали он стремился исходить из реальных исторических фактов. Чтобы подчеркнуть масштабность происходящего, он включил в спектакль киноленту, специально снятую кинорежиссером В. Р. Гардиным.
«Город в кольце» был показан на сцене Большого театра в День Красной Армии и снискал настоящий, большой успех у зрителей.
Следующей серьезной работой театра был спектакль по роману Джека Лондона «Железная пята». Будущий кинорежиссер В. И. Пудовкин сделал инсценировку и оформил спектакль. Композиция строилась на чередовании драматических сцен и кинокадров.
Но рядом с серьезными работами на сцене театра шли оперетты и эстрадные обозрения, разноликой по своим творческим взглядам и профессиональным возможностям оставалась многочисленная труппа.
Театр должен был определить свой путь; ведущие мастера, художественно-политический совет и партийная ячейка Теревсата говорили о необходимости строить подлинно художественный театр, и наконец руководство коллектива обратилось в Московский отдел народного образования с просьбой реорганизовать театр.театр маяковского 6
26 июня 1922 года Московский Совет принял решение расформировать Теревсат и создать на его базе новый театр, которому было присвоено наименование Театра Революции. Ответственным руководителем и заведующим художественной частью театра был назначен В. Э. Мейерхольд. Это решение поддержал нарком просвещения А. В. Луначарский. Он писал: «Теревсат давал иногда хорошие спектакли. Приглашение туда Мейерхольда может влить новые соки в этот театр». Режиссер Гутман решал спектакль как драматическую хронику; в развитии действия, в воссоздании обстановки, даже в отборе какой-либо бытовой детали он стремился исходить из реальных исторических фактов. Чтобы подчеркнуть масштабность происходящего, он включил в спектакль киноленту, специально снятую кинорежиссером В. Р. Гардиным.
«Город в кольце» был показан на сцене Большого театра в День Красной Армии и снискал настоящий, большой успех у зрителей.
Следующей серьезной работой театра был спектакль по роману Джека Лондона «Железная пята». Будущий кинорежиссер В. И. Пудовкин сделал инсценировку и оформил спектакль. Композиция строилась на чередовании драматических сцен и кинокадров.
Но рядом с серьезными работами на сцене театра шли оперетты и эстрадные обозрения, разноликой по своим творческим взглядам и профессиональным возможностям оставалась многочисленная труппа.
Театр должен был определить свой путь; ведущие мастера, художественно-политический совет и партийная ячейка Теревсата говорили о необходимости строить подлинно художественный театр, и наконец руководство коллектива обратилось в Московский отдел народного образования с просьбой реорганизовать театр.
26 июня 1922 года Московский Совет принял решение расформировать Теревсат и создать на его базе новый театр, которому было присвоено наименование Театра Революции. Ответственным руководителем и заведующим художественной частью театра был назначен В. Э. Мейерхольд. Это решение поддержал нарком просвещения А. В. Луначарский. Он писал: «Теревсат давал иногда хорошие спектакли. Приглашение туда Мейерхольда может влить новые соки в этот театр».
 

 

Продолжение: часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27