menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 3)

Начало: часть 1, часть 2

 

Весь свой огромный опыт и неуемный талант В. Э. Мейерхольд отдавал делу строительства советского театрального искусства.театр маяковского 7
Первую годовщину Октябрьской революции он отмечает постановкой в Петрограде «Мистерии-буфф» В. Маяковского, одной из первых пьес рождающейся советской драматургии. Осенью 1920 года Мейерхольд ставит в возглавляемом им Театре РСФСР 1-м пьесу Э. Верхарна «Зори», насыщая ее высоким революционным пафосом. Он возглавляет Театральный отдел Наркомпроса, выступает с докладами и статьями, участвует в диспутах, организует новые театральные коллективы, воспитывает молодое поколение режиссеров и актеров. Мейерхольд был нетерпим, даже беспощаден ко всем своим оппонентам, но он горячо поддерживал любое театральное явление, если оно было ему близко, если принадлежало новому, революционному искусству.
В своей речи на заседании ТЕО Наркомпроса в начале 1921 года Мейерхольд говорил, что «Теревсат должен в маленьких сатирических вещах, как в сатирических журналах, показывать недостатки и буржуазного строя и наши болезни – бюрократию, волокиту и саботаж». Перед Театром Революции режиссер ставил неизмеримо более сложные задачи. «Надо так перестроить театр, чтобы не голую тематику воспринимал зритель, а впитывал в себя изо дня в день революционную форму и через великолепную революционную форму вбирал бы в себя крепкое революционное содержание, блещущее своим многообразием и сложностью», – говорил Мейерхольд.
О стремлении режиссера решать эти большие сложные проблемы свидетельствовал репертуарный план, предложенный Мейерхольдом на художественно-политическом совете. Театр прослеживал характер народного движения в истории и современности: «Спартак» В. Волькенштейна, «Пугачев» С. Есенина и «Стенька Разин» В. Каменского, «Разрушители машин» Э. Толлера и «Ночь» М. Мартине – и затем переходил к современным проблемам советской действительности.
В состав театра вошли некоторые актеры Теревсата – А. С. Горский, А. И. Лабунцев, В. М. Марченко, В. И. Островский, Б. Л. Урсынович, С. С. Шатов, Ю. Н. Юрьин, актеры бывшего Незлобинского театра Ю. В. Васильева, Б. И. Рутковская, И. Ф. Скуратов, П. И. Старковский и крупные мастера – А. П. Петровский и Л. М. Прозоровский. Ядро театра составляли ученики Мейерхольда и актеры, уже ранее с ним работавшие, – М. И. Бабанова, А. В. Богданова, В. Ф. Зайчиков, Н. П. Охлопков, И. В. Ильинский, М. Е. Лишин, Н. К. Лосев, М. Г. Мухин, Д. Н. Орлов, М. А. Терешкович. Главным художником был назначен В. А. Шестаков, заведующим музыкальной частью – композитор Н. Н. Попов, заведовать репертуарной частью был приглашен поэт С. М. театр маяковского 8Городецкий.
Для открытия театра выбрали пьесу французского писателя М. Мартине «Ночь».
Чем привлекла к себе внимание Мейерхольда эта пьеса, адресованная автором скорее читателям, нежели зрителям? Мейерхольд наверняка видел риторику, напыщенную декламационность и многословие этой драматической поэмы. Но в картинах борьбы французских солдат и крестьян – коллективного героя пьесы – против империалистической войны он ощутил тревожную атмосферу кануна революции. Как раньше в «Зорях» Верхарна, так и сейчас в «Ночи» Мартине ему, очевидно, виделись предрассветные зори революции.
Мейерхольд поручил постановку А. Б. Велижеву, достаточно опытному режиссеру. Это было одно из первых обращений к революционной теме, и спектакль, естественно, нес в себе недостатки первого опыта. В обрисовке положительных персонажей сказывалась излишняя риторичность. В ином стилевом ключе решались образы врагов, сыгранные подчеркнуто броско, в гротесковом плане. Таковы были генералиссимус Бурбуз в исполнении И. Ильинского и мелкий политикан Бардье дю Патуа, которого играл Д. Орлов.
Зрители с интересом отнеслись к первой работе молодого театра.

Следующими спектаклями Театра Революции были «Разрушители машин» и «Человек-масса» немецкого драматурга-экспрессиониста Э. Толлера. Пьеса «Разрушители машин» воспроизводила известный эпизод из истории английского рабочего движения – бунт ткачей против машин в начале XIX века. Ее ставил молодой начинающий режиссер П. П. Репнин. За три дня до выпуска спектакля Мейерхольд успел провести несколько репетиций. Работали днем и ночью, были пересмотрены решения некоторых ролей, заново поставлены массовые сцены. Спектакль, как картина, тронутая кистью мастера, зазвучал по-иному. Наибольшее впечатление производила заключительная сцена спектакля – «бунт», – полная динамики и драматической экспрессии.
Пьеса П. Сухотина и Н. Щекотова «Возвращение Дон-Жуана» («Керенщина»), в которой делалась попытка сатирически разоблачить деятелей Временного правительства, не принесла театру успеха: спектакль распадался на отдельные эпизоды, напоминавшие эстрадные номера.
 

Продолжение: часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27