menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 11)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10

 

А. Д. Попов принадлежал к тому театральному поколению, которое сформировалось в годы революции и гражданской войны ио театре Маяковского 30 громко, уверенно заявило о себе в первое послеоктябрьское десятилетие. Это Н. В. Петров, Р. Н. Симонов, Ю. А. Завадский, А. Д. Дикий, Н. П. Охлопков, Н. П. Акимов, И. Ю. Шлепянов. При всем различии творческих индивидуальностей их всех объединяло стремление служить своим искусством народу, запечатлевать в сценических образах революционные преобразования.
Весной 1930 года происходит знаменательная встреча Попова с журналистом и начинающим драматургом Николаем Погодиным. Его пьесы, рассказывавшие о людях первой пятилетки, увлекли режиссера новизной и свежестью жизненного материала, своеобразием драматургической формы, яркой талантливостью автора. Пьесу «Поэма о топоре» Попов и выбирает для своего дебюта на сцене Театра Революции. Конечно, приход Попова в этот театр был не случаен.
Театр Революции, названный Поповым «детищем Октября», привлекал его как «горячий пропагандист новой, социалистической тематики», как театр с «боевой революционной позицией коллектива». Попов высоко оценивал ряд спектаклей, и в первую очередь – спектакли Мейерхольда и Дикого. Он считал, что Театр Революции «располагал великолепной большой труппой». Многое свидетельствовало о близости идейно-художественных позиций режиссера и театра, который ему предстояло возглавить.
Новый творческий подъем Театра Революции начался с первого же спектакля Попова – с «Поэмы о топоре».
о театре Маяковского 31Пьеса Погодина возникла из очерка в «Правде» и содержала реальный жизненный материал: она рассказывала о трудовом подвиге рабочих Южно-Уральского завода, которым удалось найти забытый секрет кислотоупорной нержавеющей стали. Уже при первом знакомстве с пьесой Попов точно определил для себя ее тему – социалистический труд, который раскрывает творческие возможности человека, приносит счастье и радость. Его интересовали люди горячие, одержимые, влюбленные в свое дело; люди, которые «разговаривают сами с собой, с уличными фонарями, забывают о еде» – такими рисовались они режиссеру. Он впервые ставил пьесу, героями которой были рабочие, и у него возникла потребность «увидеть эту пьесу в жизни, то есть пожить в атмосфере завода, среди прототипов будущего спектакля». Летом 1930 года, до начала репетиционной работы, Попов, Погодин и Шлепянов отправились в Златоуст на Южно-Уральский металлургический завод, где трудились герои погодинской «Поэмы о топоре».
Театр оказался художественно зорким, сумел рассмотреть новаторский характер пьесы и нашел новые и неожиданные сценические средства для ее воплощения.
«Патетическая комедия» – так Попов определил жанр пьесы и эта формула точно раскрывает образный строй спектакля. Режиссера не интересовала бытовая достоверность сама по себе, хотя картины заводской жизни и быта героев были переданы очень точно. Не прибегао театре Маяковского 32я к прямому иллюстративному изображению трудовых процессов, он так выстраивал каждый эпизод, так использовал художественное и музыкально-шумовое оформление, что ощутимо возникала атмосфера нелегкого, но прекрасного и радостного труда. Главным в спектакле, пишет Попов, были люди, «дьявольски одержимые этим трудом»: кузнец Евдоким – Щагин, в тишине ночного, опустевшего цеха сам с собой спорящий о том, где лучше поставить станки; сталевар Степан – Орлов, не сдержавший горьких и злых слез после неудачной плавки; шумная гурьба женщин, пришедших во главе с неугомонной Анкой – Бабановой в цех, чтобы заменить ушедших мужей – летунов и рвачей; Анка с ее бесшабашной, торжествующей, какой-то языческой пляской, когда наконец удалось получить несколько пластинок нержавеющей стали...
Д. Орлову приходилось играть до сих пор в основном комедийные роли отрицательного плана, из спектакля в спектакль его использовали в пределах амплуа «комика-буфф», и критика окрестила его «советским Труф-фальдино». Но Попов сумел разглядеть в индивидуальности актера его внутреннюю серьезность и одухотворенность, убедительную простоту. Его наблюдательность и жизненный опыт, многочисленные встречи с рабочими во время гастролей и посещение московских заводов в период репетиций «Поэмы о топоре» помогли актеру найти рисунок роли, пластику неторопливую и сосредоточенную, множество ярких деталей. Вся фигура Степана в замасленной робе, тяжелых ботинках, больших брезентовых рукавицах, в рубахе, распахнутой на груди, с потным перепачканным лицом и прилипшими ко лбу волосами воспринималась как точно схваченный портрет сталевара. Но артисту предстояло раскрыть процесс духовного роста рабочего – и Орлов сделал это с настоящей художественной убедительностью.

 

Продолжение: часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27