menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 14)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13

 

Герой Астангова не произносил эффектных речей, он работал, толково и быстро решал проблемы, которые возникали перед ним во театре Маяковского 40 ходе хозяйственного строительства, – ив этом раскрывался его многогранный характер коммуниста, руководителя, человека. «Атмосфера мысли, творчества, работы составляет главное обаяние Гая у Астангова», – отмечал Ю. Юзовский.
Вот в кабинете Гая появлялся жалкий, кающийся Белковский, его заместитель (артист Т. Соловьев). Гай знал, что перед ним карьерист, его первым желание было выгнать лицемера, но для Гая важно, что Белковский сознался в содеянном, и он готов протянуть ему руку и поверить в возможность исправления, потому что Гай строит свои отношения на доверии. Наверное, кто-то воспользуется этим доверием, обманет его, а кому-то оно поможет. Секретарь партячейки Елкин, человек случайный на этом ответственном посту (его, роль убедительно исполнял С. Киселев), заслуживает самых резких слов, и Гай – Астангов их произносит гневно и насмешливо, но вполне достаточно было перевести Елкина в цех, к станку – как с него слетела шелуха бюрократизма, человек нашел свое место.
Высокое комедийное мастерство смены психологических реакций демонстрировал о театре Маяковского 41Астангов в небольшой сцене с женщинами. Одна за другой являлись они в кабинет и требовали вернуть их мужей, направленных в длительные командировки. Гай вынужден был избирать различную тактику, разную манеру общения, а каждый диалог длился несколько коротких минут. Он настораживался и внутренне собирался, когда на него наступала грозная брюнетка (эту роль выразительно и психологически точно исполняла О. Пыжова). Сухонькая старушка в платке и громадных валенках, с подкупающей достоверностью сыгранная Н. Ивановой, вызывала искреннее сочувствие Гая – он обещал даже вызвать с Урала ее Леонтия Афанасьевича. Наиболее ярким был эпизод с Колокольчиковой, которую играла М. Бабанова: Гай готовился к длительной обороне, но неожиданно эта юная кокетливая особа с золотыми локонами начинала безудержно рыдать, и он растерянно подхватывал ее, усаживая в кресло, бежал за водой, беспомощно суетился, затем вручал ей письмо мужа, получал восторженный поцелуй, а вслед за этим короткий и острый укол: «И все-таки я вас терпеть не могу, товарищ Гай».о театре Маяковского 42
Последней входила Рыжеволосая (ее роль исполняла Н. Тер-Осипян). Она грозно двигалась на Гая, готовая броситься на этого «бессердечного человека», вцепиться в него, но ее воинственный порыв неожиданно заканчивался обмороком, и обескураженный Гай в изумлении и изнеможении застывал.
 Идейной кульминацией спектакля в театре Маяковского являлись сцены у Руководящего лица (эту роль играл М. Штраух). Гай требовал денег, без которых он не мог завершить строительство, а его собеседник добродушно отшучивался. Гай наступал, настаивал, и тогда в словах Руководящего лица проступало раздражение, он упрекал Гая в местничестве, в неумении видеть общегосударственные задачи. Гай не выдерживал, срывался: «А что будет, если я завод не пущу?» И тут нарком резко говорил беспощадные слова: «Отнимем партбилет, выгоним из партии!» Оскорбленный этим неожиданным выводом, не помня себя от обиды, Гай бросал на стол партбилет. Наступала тяжелая и долгая пауза. Нарком поднимался и медленно, устало шел к двери: «Я не видел этого, Гай...» Потрясенный происшедшим, Гай опускался на стул, прятал партбилет на груди и тихо произносил слова, обращенные и в зал и к самому себе: «Вот куда зашло, друзья мои...»
Вторая встреча с Руководящим лицом начиналась тоже с просьбы. И этот усталый человек в помятой шинели мягко, не то вразумляя, не то жалуясь, говорил: «Тебе сейчас надо... пять тысяч пар сапог... а мне сейчас надо пятьсот тысяч пар сапог... Мне сейчас надо двадцать миллионов метров мануфактуры... Мне завтра надо сто пятьдесят миллионов в чистом золоте – оплатить заказы кровеносных сосудов государства». Он покрасневшими от бессонницы глазами внимательно смотрел на Гая и вдруг неожиданно говорил: «Пиши... Полную сумму». Гай лихорадочно хватал лист бумаги и, получив резолюцию, выбегал из кабинета.
о театре Маяковского 43И еще одна встреча происходила в самом финале. Руководящее лицо приезжал на пуск завода – он не скрывал своей радости и тепло поздравил Гая. «Ну, чего ты хочешь?» – неожиданно спрашивал он Гая. Тот был растерян: «Не знаю, чего я хочу». «Ну, тогда я знаю, чего ты хочешь, – через три дня поедешь принимать новое строительство. Мы тебе даем завод в десять раз больше этого».
Герой Штрауха был немногословен и скуп на внешние проявления, но за этой сдержанностью ощущался и огромный жизненный опыт, научивший его безошибочно разбираться в людях, и принципиальность, и человечность.
Попов стремился раскрыть характеры героев на фоне грандиозных преобразований, которые происходили в стране, запечатлеть бурное и стремительное время. Этой задаче было подчинено изобретательное оформление Шлепянова. Художник использовал систему небольших выдвижных площадок-фурок, на которых происходили эпизоды спектакля, а задниками служили огромные фотоплакаты, изображающие заводы, стройки, города. С. Третьяков в рецензии, опубликованной в «Правде», назвал эти фотографии «окнами в новый строящийся мир».

 

Продолжение: часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27