menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 20)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19

 

Режиссер добивался правды, «одухотворенной поэтичностью», более всего в раскрытии внутренней жизни героев. Сложныетеатр Маяковского 58 психологические процессы, духовный рост человека выдвигались им на первый план, потому что они-то и составляли тему спектакля.
В этом же видела свою главную задачу и М. Бабакова, исполнявшая роль Тани.
Поэтичная и полная драматизма история Тани Рябининой начиналась звонкой нотой радости, веселья, безмятежного счастья. В первые же мгновения, когда Таня – Бабанова, вернувшись после лыжной прогулки, то шаловливо пряталась от Германа, то без умолку болтала, то притихшая сидела рядом с ним, актриса поражала полнотой чувств своей героини. Она до дна пила свое счастье так же полно, как потом сполна познает предательство любимого человека.
Пытаясь включиться в общее веселье, Таня надевает на лицо хохочущую маску и прячется за портьеру, чтобы устроить розыгрыш. И здесь, в полутемном углу прихожей, она вдруг слышит объяснение Германа и Шамановой, его объяснение в любви. Таня не закричала, не рухнула на пол. Она лишь устало сдвинула нелепую маску: под ней было побледневшее, застывшее лицо, на котором жили только глаза – испуганные, недоумевающие. Несколько долгих секунд длилось мучительное осознание случившегося, а затем решение было принято мгновенно: Таня начинала быстро, почти автоматически собирать вещи в чемоданчик. Ее уже ничто не могло остановить – она навсегда покидала этот дом.
Прошло целых полтора года. Таня жила с маленьким сыном Юриком на окраине Москвы у одинокой старушки. Она вся в нелегких хлопотах, бесконечных бытовых заботах. С прошлым было покончено, но ее память продолжала хранить воспоминания о нем. Таня не говорит об этом ни слова. Но в том, как рассеянно слушала Таня – Бабанова рассказ старушки, как застывал ее взгляд, ощущалось, что боль не прошла.
Наступило самое трагическое испытание для Тани – болезнь и смерть ребенка. Таня лихорадочно искала в старых студенческих конспектах запись о дифтерите, искала и не находила. А с каждой минутой приближалась развязка – и вот раздавался стук упавшего стула в соседней комнате, где лежал больной ребенок, короткий вскрик Тани – и тишина. Таня появлялась на пороге комнаты. Она даже могла разговаривать, но говорила медленнее обычного, излишне четко выговаривая слова – и только это выдавало меру ее потрясения.
театр Маяковского 59Внутренне собранной, немного замкнутой и ироничной представала Таня в дальневосточных сценах. Надо сказать, что вторая половина пьесы, то есть все эпизоды на Дальнем Востоке, была написана Арбузовым в иной манере. Здесь автора как бы перестала занимать внутренняя жизнь его героини, психологические тонкости и подробности – все внимание он сосредоточил на жанровых картинах. В пьесе замелькали колоритные эпизодические фигуры, действие стремительно неслось вперед, и среди этого калейдоскопа лиц и событий особенно трудно было уследить за Таней Рябининой.
Бабанова очень умно использовала эту особенность пьесы: ее Таня не действовала, потому что не освободилась от груза пережитого, она лишь пассивно воспринимает происходящее. Каждодневной нелегкой работой – а ей, врачу, приходилось пробираться верхом по таежным тропам или идти на лыжах сквозь пургу к больному – Таня заполняла каждую минуту своей жизни, как бы не оставляя места для горестных воспоминаний. Работала она с той же самоотдачей, с какой любила Германа, а потом сына. Таня всегда оставалась цельной натурой.
Последовательно утверждая жизненную достоверность, внимательно прослеживая подробности психологической жизни каждого персонажа, Лобанов достиг в спектакле подлинной слаженности актерских решений. Герман – А. Лукьянов, Шаманова – В. Енютина, Дуся – Н. Тер-Осипян, Вихрастый – А. Терехина и безымянная девушка – Т. Карпова составляли стройный ансамбль.
Сложная задача стояла перед А. Хановым, который был назначен на роль Игната Соколова. По замыслу автора, эта роль – «песня пьесы», именно в ней заключено ее романтическое настроение. Игнат для Тани должен был стать, по словам Арбузова, не второй, а первой любовью, история их встречи и есть тема пьесы. Эти слова остались лишь авторской декларацией – образ романтического охотника был неубедителен.
 В 1948 году была создана новая редакция «Тани» – драматург заново написал некоторые дальневосточные картины, вместо Игната Соколова ввел в пьесу умного и сильного начальника золотопромышленного района Алексея Игнатова, уточнил психологические мотивировки в ряде сцен. Это позволило и исполнителям в театре Маяковского более точно и глубоко раскрыть то, что было намечено в первоначальной редакции.

 

Продолжение: часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27