menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 24)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23

 

В сезон 1942/43 года в Ташкенте театр выпустил три спектакля на современную тему. Режиссер В. Власов поставил пьесу Н.театр Маяковского 68 Погодина «Московские ночи», ее действие происходило в октябре 1941 года – январе 1942 года в Москве. С. Майоровым была закончена работа над новой пьесой В. Гусева «Жила-была девушка» («Москвичка») – о воинских подвигах, о силе духа и оптимизме нашей молодежи. Самым значительным, художественно зрелым явился спектакль «Фронт», подготовленный театром к 25-й годовщине Октября (режиссер – С. Майоров).
Пьеса А. Корнейчука «Фронт», опубликованная на страницах «Правды» в дни войны, поднимала вопросы большого общественного значения.
В центре спектакля стоял Иван Горлов; исполнение М. Штраухом этой роли определяло характер и особенности всего спектакля. Штраух совсем не настаивал на неприятных чертах своего персонажа; он, скорее, тщательно отыскивал его привлекательные качества – природный ум, яркий самобытный характер, широту натуры, личную отвагу. Горлов – Штраух производил впечатление крупного и значительного человека, достойного и высоких наград, которые украшали его грудь, и поста командующего фронтом. И когда сын Горлова, лейтенант, говорил, что его отец – «недалекий человек», в это не верилось. Но в столкновениях с молодым генералом Огневым, в откровенной отповеди брата Мирона открывалась подлинная суть Горлова – самодовольная ограниченность, неприязнь ко всему новому. Именно это привело его к жестоким ошибкам, в результате которых гибли люди. Так погитеатр Маяковского 69б и его сын (эту роль талантливо играл Б. Толмазов). Строго следуя логике характера, Штраух подчеркивал в Горлове нежелание и неуменение слышать голос правды. Молча выслушивал он честные, суровые слова Мирона, и только постукивание пальцами по столу и нервное покачивание ногой обнаруживали его с трудом сдерживаемое нетерпение – нет, он не понимал его, не желал понимать. Даже когда член Военного совета Гайдар приносил Горлову приказ о его отставке, тот смотрел на бумагу и не верил, ему казалось, что это интрига какого-то недоброжелателя: «Увидим, как это вы без меня воевать будете. Пожалеете, но будет поздно...» Штраух не разоблачал Горлова, а исследовал, анализировал его, потому что артиста интересовал не столько персонаж, сценический портрет, сколько явление, стоящее за ним: не Горлов, а «горловщина».
Полному, аналитическому раскрытию этого образа способствовали его «оппоненты»: Мирон Горлов, сдержанно и сильно сыгранный О. Абдуловым, генерал Огнев, показанный А. Хановым человеком душевной мягкости и непреклонной воли, глубоко образованным, прямым и смелым.
Спектакли Театра Революции с большим интересом смотрели зрители Узбекистана, бойцы Среднеазиатского военного округа. Театр выезжал на гастроли в Самарканд, Термез, Чирчик и другие города республики. Почти ежедневно выступали артисты с концерттеатр Маяковского 70ами, оказывали творческую помощь своим коллегам – работникам местных театров. Высоко оценив большую работу, проведенную артистами Театра Революции, правительство республики присвоило М. И. Бабановой почетное звание народной артистки Узбекской ССР, А. А. Ханову и Б. И. Толмазову – заслуженных артистов республики, наградило многих работников театра почетными грамотами. 12 сентября 1943 года Театр Революции показал в Ташкенте свой последний спектакль.
Один за другим возвращались в столицу творческие коллективы; 4 октября 1943 года в Москву возвратился Театр Революции.
Около двух лет в его помещении работал Московский театр драмы. Его художественный руководитель Н. Горчаков вместе с умным тонким режиссером Е. Страдомской осуществили несколько интересных и ярких спектаклей. Первый из них – «Русские люди» К. Симонова. Лучшими исполнителями ролей в этой пьесе стали Д. Орлов, В. Серова, А. Богданова, Р. Плятт.
В те дни Орлов писал: «За все время моей актерской деятельности я никогда не ощущал такого интереса, такой близости, такого слияния театра и зрителя... Театр и сами актеры получали письма с фронта от бойцов, побывавших на спектакле. Бойцы обращались к нам по именам наших сценических героев, благодарили нас и заботливо подсказывали дополнительные штрихи к создаваемым нами образам».
Здесь шел «Фронт» с В. Любимовым и Д. Орловым в центральных ролях. В «Москвичке» с успехом играли Р. Плятт, Н. Литвинов, О. Зверева, Н. Тер-Осипян, раньше других вернувшаяся из Ташкента в Москву, и молодая дебютантка В. Орлова. Игрались и «Питомцы славы», и «Беспокойная старость» Л. Рахманова, и «Жди меня» К. Симонова – последняя премьера этого театра. Некоторые из этих спектаклей, после ввода новых исполнителей–артистов Театра Революции, год – два сохранялись в его репертуаре.
После приезда из эвакуации московских театров многие артисты этого театра возвратились в свои коллективы. Труппа распадалась. В конце сентября 1943 года, незадолго до возвращения в Москву Театра Революции, Исполком Моссовета вынес решение об объединении Театра Революции с Московским театром драмы. Театр, созданный на основе объединения этих двух коллективов, получил наименование – Московский театр драмы.

 

Продолжение: часть 25, часть 26, часть 27