menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 25)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24

 

Двадцать лет театр с гордостью носил свое имя – Театр Революции. Теперь ему предстояло именоваться проще и прозаичнее, нотеатр Маяковского 71 дело было не в названии – театр по-прежнему стремился к революционной романтике, масштабной социальной теме, творческому поиску. В последующие годы ему удалось не только сохранить традиции Театра Революции, но и многократно их приумножить, потому что во главе театра встал художник большой современной темы, режиссер-новатор Н. П. Охлопков.

7.
Начало деятельности Николая Павловича Охлопкова в Московском театре драмы есть, по существу, начало рождения того театра, который мы знаем как Театр имени Вл. Маяковского.
Охлопков пришел со своей эстетической, обоснованной программой. Как он любил говорить, он хотел создать здесь «всегда чаемый им театр». С необычайным уважением относясь к труду, вложенному его предшественниками в этот театр, Охлопков решительно повел его согласно своим устремлениям по намеченному плану. Художник революции, он видел будущее за театром демократическим и по содержанию и по форме и сделал все, чтобы его программа осуществилась полностью.
В одном из первых интервью новый художественный руководитель театра говорил: «Театр Революции всегда стремился утверждать революционное искусство, искусство большевистской правды о мире, о жизни, о человеке. Это было программой театра, и это должно найти свое дальнейшее развитие и сейчас».
18 ноября 1943 года театр возобновил свои спектакли в Москве. В составе труппы произошли изменения: ранее перешли в другие театры Д. Н. Орлов, М. Ф. Астангов, С. А. Мартинсон, О. Н. Абдулов, скончался Г. М. Музалевский; Охлопков пригласил Л. Н. театр Маяковского 72Свердлина, Ф. Г. Раневскую, К. М. Половикову, С. М. Вечеслова, Е. В. Самойлова, В. А. Любимова, В. М. Орлову и группу актеров бывшего Реалистического театра– П. М. Аржанова, С. С. Князева, П. С. Гурова, С. Н. Прусакова, С. Л. Морского, Е. П. Мельникову, Н. Н. Арского, В. И. Гнедочкина.
Режиссерами в этом творческом коллективе становятся Е. И. Страдомская и Ф. Н. Каверин, художником был приглашен замечательный мастер театральной живописи В. Ф. Рындин.
Вначале театр показывал старые спектакли, и казалось, что ничего, кроме наименования театра, не изменилось. Но уже происходило то, что Охлопков определил «как подготовку к переходу в новое качество, как собирание из разных областей искусства творческих единомышленников, стремящихся утвердить на сцене высокую театральность, богатство художественного вымысла и Воображения, без которых правда о жизни и человеке остается бескрылой».
Определяющими здесь являются слова о художественном вымысле и высокой театральности, но ведь вымысел и фантазия понимались Охлопковым как развитие принципов реализма. Некоторые из этих творческих принципов нашли свое выражение в первом же спектакле Н. Охлопкова на сцене Московского театра драмы – в «Сыновьях трех рек» (1944).
Виктор Гусев назвал свою пьесу драматической поэмой: она была написана стихами, и в ней рядом с реальными персонажами действовали аллегорические фигуры Волги, Сены и Эльбы, а события происходили параллельно– на крутом берегу Волги, в Париже, на Эльбе. Герои пьесы Алексей, Андре и Фридрих были конкретными людьми с индивидуальной судьбой и вместе с тем символизировали целые народы.
В «Сыновьях трех рек» Охлопков как бы начинал свое продвижение к театру больших страстей и мытеатр Маяковского 73слей. Острота политических современных акцентов не стиралась от соприкосновения с романтическими интонациями пьесы и спектакля. Жанровое многообразие пьесы Виктора Гусева влекло его. И актеры не отступали перед новой стилистикой – в особенности чуткий и восприимчивый Е. Самойлов (Алексей), ему вторил мягкий, лиричный А. Лукьянов (Андре); блистательно играл растленного садиста Фридриха С. Вечеслов. Выразительны и точны были женские образы: простая и сильная Александра (Т. Карпова), изящная француженка Мари (М. Бабанова), мелочная и жадная Матильда (К. Пугачева). Остро плакатен был образ бюргера-фашиста у М. Штрауха.
Необычным было и оформление этого спектакля, предложенное В. Рындиным: весь объем сцены занимало вращающееся полушарие Земли – с городами, лесами, реками, изображенными с той мерой достоверности, как это бывает на рельефных макетах; в этот гигантский глобус были вмонтированы игровые площадки, на которых происходило все действие.
Приступая к работе над «Сыновьями трех рек», Охлопков писал в одной из своих статей: «Два начала должны во многом определить стиль театра: стремление к раскрытию характера нашего человечного и простого героя и ярко театральная романтизация его высоких человеческих качеств. Отсюда – сочетание правдивости психологических портретов с театральной обобщенностью и художественно выразительной, острой образностью, слияние трезвой правды с неожиданной и смелой фантазией; слитность психологичности и театральной зрелищности».
Принцип был смел, во многом неожиданно нов. От актеров требовали обычно характерности, психологической детализации. Крупная масштабная игра актеров Охлопкова была принята не сразу. В «Сыновьях трех рек» органического соединения этих двух начал многие не увидели. Спектакль вызвал противоположные оценки критики. Одни восхищались «полотном большого масштаба и широких обобщений, размахом и мощью красок», другие указывали, что «человеческая судьба была иллюстрацией определенных тезисов»; третьи вообще отрицали творческие принципы Охлопкова, называя его образную систему «условной условностью образа».

 

Продолжение: часть 26, часть 27