menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 26)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25

 

Охлопкова искренне и глубоко волновали проблемы, которыми жили его современники. Тема борьбы с фашизмом и воинскоготеатр Маяковского 74 подвига советского народа, затронутая в «Сыновьях трех рек», на многие годы станет ведущей темой творчества режиссера.
В своем следующем спектакле – «Лодочница» Н. Погодина – Охлопков хотел показать нравственную силу участников великого сражения на Волге, раскрыть их внутренний мир, объяснить духовные истоки их героизма. Однако, не обладая непосредственными впечатлениями, автор ограничился чисто психологическими задачами и не смог создать полнокровные образы героев Сталинградской битвы. Это послужило причиной резкой критики пьесы Погодина. Режиссер хотел найти такой образ спектакля, который олицетворял бы ширь, безбрежность волжских просторов. На сцене был устроен своеобразный водоем, и актриса Орлова плыла в нем на лодке. Водный простор был превосходен, впечатление – огромно. Но отдельные находки режиссера не могли прикрыть слабости пьесы.
Наступил 1945 год. Еще гремели орудия и шли жестокие сражения с врагом, но уже развернулись восстановительные работы, поднимались из руин города.
Московский театр драмы им. Маяковского одним из первых обратился к теме мирной жизни. В феврале 1945 года он показал премьеру пьесы В. Катаева «Отчий дом», в которой рассказывалось о восстановлении разрушенного фашистами города, о вступившем в строй заводе и, главное, – о возрождении человеческой души, о возвращении к жизни людей, перенесших ужасы оккупации. Возможно, картины мирного труда были нарисованы автором слишком бегло, возможно, затронутые проблемы решались подчас поверхностно – критические замечания в адрес пьесы не были лишены оснований. Но само обращение к актуальной и волнующей теме было явлением безусловно положительным.
Исполнители, в особенности молодые актеры Т. Карпова, В. Орлова, Д. Вурос, В. Гердрих, играли звонко и заразительно. Спектакль, поставленный В. Власовым, остался в рамках семейной пьесы, но, тем не менее, его светлая, жизнерадостная тональность передавала атмосферу тех дней, наполненных радостным ожиданием мира.
Вслед за этим театр показал пьесу американской писательницы Л. Хеллман «Лисички». Е. Страдомская поставила спектакль строгий, глубоко разработанный и сильный. Он рисовал быт богатой семьи Хаббардов, американских плантаторов начала века, где за ширмой внешней благопристойности скрывались жестокость, алчность, бездушие: холодная и расчетливая Реджина стремится обобрать братьев, а те вступают с ней в постыдный торг; она убивает мужа расчетливо, холодно, цинично. Страдомская театр Маяковского 75сосредоточила внимание на раскрытии характеров во всей их полноте, сложности, противоречивости. Она нашла точные социальные характеристики действующих лиц и сумела дать им глубокое психологическое обоснование. Здесь была галерея отличных актерских созданий. Умную и властную Реджину, сыгранную К. Половиковой, многие называли американской Вассой Железновой. Искренно играла Александру В. Орлова. Выразительны были портреты Оскара и Бенджамина, созданные Г. Кирилловым и М. Орловым.
Особенной удачей спектакля стал образ Верди Хаббард, жены Оскара, в исполнении Ф. Раневской.
Бесшумно двигавшаяся по дому, стараясь остаться незаметной, высокая, худая Верди – Раневская казалась странным существом с испуганно-застывшими глазами и торопливой речью. Она боялась мужа. Всего два-три раза вступала она в общение с обитателями особняка: оскорбительная сцена с Оскаром, когда он наносит пощечину беззащитной женщине; участливые слова больного Горация (его замечательно играл С. Вечеслов); минута за роялем, когда в ней вдруг вспыхивает вдохновение, здесь же погашенное равнодушными слушателями,– но в этих коротких эпизодах перед зрителем проходила трагическая, сломанная жизнь человека. «Раневская не жалуется на судьбу своей героини, – писал Г. Бояджиев, – в вопле ее отчаяния – гнев и протест против гибельной судьбы хорошей честной женщины. И когда Верди, рыдая, восклицает: «За всю жизнь – ни одного счастливого дня, ни одного дня без обиды!» – она поистине трагична. Глубина страданий и страстная приверженность нравственному идеалу придают образу Верди огромную внутреннюю силу».
Этот спектакль оставил глубокое впечатление, его можно было бы назвать хроникой жизни американского общества.
Первой после окончания войны Московским театром драмы была поставлена пьеса Л. Леонова «Обыкновенный человек». Ее сценическая судьба была по-своему знаменательна: читка пьесы была назначена на 22 июня 1941 года, премьера состоялась 22 мая 1945 года. Между этими датами пролегла война. Но пьеса нисколько не потеряла в глубине и актуальности своей темы; скорее, наоборот – годы военных испытаний помогли по-новому увидеть и объяснить многие черты леоновских героев.

 

Продолжение: часть 27