menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 27)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26

 

Пьеса говорила о духовном богатстве современника, о его непримиримости к любым проявлениям мещанства и прочих пережитковтеатр Маяковского 76 старого мира. Ее герой – «обыкновенный человек» со смешной фамилией Свеколкин по духу и образу жизни гораздо выше и ярче певца Ладыгина, которого погубило самодовольство, душевное ожирение, богатство. Свеколкин вступает в борьбу за Ладыгина, за его племянника молодого ученого Алексея, за невесту Алексея – Киру, чью душу едва не отравила мать Киры – Констанция Львовна, воплощение воинствующего мещанства.
М. Штраух играл Свеколкина человеком тончайшего внутреннего такта, доброты и душевной зоркости. Его герой был прост, обаятелен, чуток. Но исполнитель понимал, что этими чертами далеко не исчерпывается многообразие внутреннего мира Свеколкина, – и вслед за автором он стремился открыть в нем его высокие нравственные качества. Артиста привлекает действенное, активное начало в характере Свеколкина. «Свеколкин не наблюдатель, а мастер жизни. Во все лезет», – записывает Штраух в период работы над ролью. Эти качества леоновского героя Штраух делает для себя главными; за внешней скромностью и обыденностью Свеколкина он раскрывает личность яркую, крупную, активную. Свеколкин – Штраух помогает друзьям увидеть опасность грозящего им бездуховного существования и выдворяет из дома Ладыгиных Констанцию Львовну – бациллоносителя мещанства.
Автор наделил тетю Констанцию множеством отталкивающих черт: она лживая и наглая, лицемерная и злобная, жадная и глупая, хитрая и угодливая. Исполнительнице – Ю. Глизер – важно было увидеть за ней явление, социальный тип. «У нее все – бывшее! Бывшее платье, бывший мех, бывшая красота, бывший бюст и... бывшая психология. Все на ней и в ней – бывшее!» – так определила актриса зерно образа. Увидев в Констанции Львовне символ старой жизни, уходящего мира, Глизер со страстью и одержимостью бросилась в бой. Она резко укрупнила каждую черту – и образ на сцене вырос до гиперболических леоновских размеров.
Художественное обобщение Глизер вырастало из жизненной достоверности: ее Констанция была живым человеком со всем причудливым разнообразием зорко увиденных подробностей – от нелепого платья с треном, подобно хвосту ископаемого животного тащившимся за ней, старомодных буклей и мужских ботинок на слоноподобных ногах до кокетливой шляпки с общипанными перьями. Необычайно выразительным был и речевой рисунок актрисы – то вкрадчивое воркование, то злобное нашептывание, то угодливое поддакивание, то уверенное покрикивание, когда она почувствовала себя едва ли не хозяйкой этого дома. Социальная емкость увиденного явления и мастерство актрисы сделали Констанцию Львовну одним из основных лиц спектакля.
В «Обыкновенном человеке», интересно и вдумчиво поставленном Ф. Кавериным, было немало хороших актерских работ: с бытовой сочностью и размахом играл В. Любимов, последовательно раскрывая процесс духовного прозрения Ладыгина, мягко и пластично лепил Е. Самойлов облик ученого-романтика, умного и влюбленного Алексея, очаровательна была А. Терехина – Аннушка Свеколкина, девушка-подросток, впервые полюбившая и впервые столкнувшаяся с мещанством, подкупала элегантностью О. Матисова в роли Веры.
 Менее удачно сложилась сценическая судьба другой леоновской пьесы – «Лёнушка». Режиссер П. Цетнерович и коллектив исполнителей показали в театре им. Маяковского серьезный, углубленный спектакль с превосходными актерскими работами. Однако он не был поддержан критикой.